![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы социальной психологииСтр 1 из 14Следующая ⇒
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Социальная психология как самостоятельная отрасль психологии выделилась в начале ХХ в. Она объединяет в себе социологические и психологические знания. По определению Т. Шибутани социальная психология – это наука о закономерностях человеческого поведения, обусловленных фактом участия людей в социальных группах. Это наука, занимающаяся изучением влияния различных групп и общностей людей на сознание и поведение индивида, а также психологических особенностей групп и общностей людей, рассматриваемых как целое.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ • Личность как социальный индивид. • Межличностные взаимоотношения и общение • Влияние социума на личность и личности на социум. • Психологическая сторона общественных процессов. • Изучение психологических характеристик крупных и малых социальных общностей. • Исследование взаимодействия групп и их взаимовлияния. Как в любой науке, здесь важно не только обнаружение и описание существующих закономерностей, но и их объяснение.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ • Разработка методов практических исследований • Способствовать оптимизации управления социальными процессами. • Решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, сфере массовой информации, спорте, в сфере семьи и быта.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Методы в социальной психологии разделяются на 2 основные группы: методы сбора информации и методы её обработки. К методам сбора информации относятся: ● Наблюдение: По субъекту исследования: 1) самонаблюдение (исследователь сам является субъектом исследования) 2) внешнее наблюдение (исследователь наблюдает за кем-то или чем-то) Также можно отдельно выделить включённое наблюдение, к котором исследователь сам погружается в исследуемую область, полноправно участвуя в выбранной сфере жизни и деятельности, и при этом наблюдает как за внешними явлениями и людьми, так и за самим собой (самонаблюдение). По степени вмешиваемости наблюдателя оно бывает: 1) контролируемое (в нём наблюдатель может вмешиваться в происходящее и варьировать его в соответствие со своими потребностями). 2) неконтролируемое (наблюдатель никак не влияет на происходящее). Минусами наблюдения как научного метода могут быть необъективность, избирательность исследователя, влияние его состояния, особенностей, установок и стереотипов, а также влияние на исследователя самих наблюдаемых лиц.
● Эксперимент. Отличается от наблюдения тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, он может изменять условия и степень их выраженности. Подразделяется на: 1) лабораторный (проводящийся в искусственных, контролируемых исследователем условиях). Может выполняться в двух формах: а) классический б) тесты. Тесты – это кратковременное испытание, с помощью которого определяется уровень развития или степень выраженности определённого свойства или черты, а также совокупности психических свойств и состояний. Тесты условно разделяют на 3 группы: 1. вопросники (испытуемый отвечает на вопросы теста, и его ответ, так или иначе, оценивается); 2. задачники (испытуемый выполняет тестовые задания, и оцениваются либо время, за которое он их выполнил, либо способ и результат выполнения); 3. проективные (появившиеся из теории психоанализа и рассматривающие бессознательные проявления). 2) естественный/полевой (в реальных жизненных условиях, однако незаметное или малозаметное воздействие экспериментатора не исключается).
● Контент - анализ (анализ содержания) документов или продуктов деятельности, выявление количественных и качественных характеристик исследуемого объекта.
● Опрос: 1) интервьюирование – это личное взаимодействие исследователя и опрашиваемого человека или группы для получения первым нужной ему информации. Данный метод в свою очередь подразделяется на: а) стандартизованное интервью (вопросы и их последовательность строго регламентированы) и б) не стандартизованное (у интервьюера есть только общий план беседы, он действует исходя из ситуации). 2) анкетирование (письменное предоставлением информации по заранее составленным вопросам анкеты)
Использование всех этих методов в социально-психологических исследованиях может быть как единичным, так и систематическим, в зависимости от целей учного.
Методы обработки полученной информации:
Для исследования больших групп используют этнографические методы, социологические и статистические, а также приёмы языкознания.
Для любого социально-психологического исследования необходимы следующие компоненты:
Работа социального психолога-исследователя включат следующие последовательные этапы:
|