Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная психология личности
От рождения до смерти каждый человек является участником различных групп, и ни его самого, ни его чувства и поведение нельзя понять в отрыве от факта такого участия. Е. В. Шорохова, подходя к личности с социально-психологической точки зрения, рассматривает её как продукт социальных условий, совокупность ролевых функций и их влияния на общественную жизнь. Она выделяет следующие задачи исследования личности: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и профессиональные особенности личности; закономерности формирования и проявления общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути её преодоления; самовоспитание личности. Социальная психология изучает, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность. Она рассматривает поведение и деятельность социально обусловленной личности и вклад личности в деятельность группы. В этой области психологии важно выявить закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, включённой в какую-либо группу. По мнению В. С. Мерлина, тип взаимоотношений в группе влияет на формирование свойств личности, характерных для данного коллектива в целом. Социально-психологические качества личности – это те качества, которые формируются в совместной деятельности (характеризуют возможность и эффективность деятельности человека в группе) и общении и с людьми (способность устанавливать и поддерживать контакт и взаимоотношения). Личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Богатство связей личности с миром состоит в богатстве её связей с людьми в группах, в которые она входит. В совместной деятельности и общении во всех этих группах формируются её черты. И наоборот, имеющиеся характеристики личности влияют на группы, которые она выбирает и на особенности функционирования в них. Социальные отношения создают определённое впечатление о личности не только для окружающих, но и для неё самой. В течение всей жизни человек создаёт и поддерживает своё представление о себе самом, т. е. свою субъективную картину «Я», которая зависит от представлений о себе как о личности и как о социальном индивиде. Из социальной области на его самосознание влияют: • принадлежность к определённой культуре (характерные традиционные особенности большой группы накладывают отпечатки на индивида) • включённость в какие-либо малые группы • играемые социальные роли, • социальное сравнение (сознание того, кем мы являемся, требует от нас осознания того, кем мы не являемся), • суждения и оценки других людей (часто мы используем других людей в качестве зеркала для восприятия себя самого), • повседневный опыт межличностного взаимодействия (успех повышает самооценку). Поначалу структура личной определённости привносится из социума, а потом уже становится относительно автономной, но, тем не менее, продолжает испытывать воздействия извне. Поскольку человек самоопределяет себя (не только сознательно и самостоятельно, но и в процессе воспитания и общественного воздействия), то есть понимает, что он есть тот, кто он есть, он принимает соответствующие этому права и обязанности и получает определённый статус в группе. Он знает своё место и узнаётся другими, благодаря чему его взаимоотношения и взаимодействия с другими уже определены. Немаловажная характеристика в данном отношении - социальный статус человека - включает в себя 3 компонента: а) совокупность присущих данному индивиду черт – это объективная статусная характеристика; б) особенности восприятия его другими людьми - это субъективная статусная характеристика; в) уровень, положение среди других групп самой этой группы. Таким образом, формирование Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в условиях совместной деятельности. Взаимодействуя, человек формируется и изменяется. В это же время он оказывает обратное воздействие на своих партнёров. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности. Наши социальные убеждения и суждения оказывают влияние на наши чувства, мнения и действия. Значит, создают нашу действительность и наше будущее. Поведение человека – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций. Поскольку люди, живущие в той или иной социальной общности, взаимозависимы, каждый должен считаться с тем, как его поступки скажутся на других. Однако не всегда такие самоотчёты о своих поступках соответствуют реальности. Их может искажать фактортак называемой социальной желательности – фактор, искажающий самоотчёты личности в сторону увеличения частоты тех, которые кажутся более социально приемлемыми и привлекательными. Среди других вопросов, важными являются изучение социализации и социальной установки.
|