![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология групп
Группа – это совокупность взаимодействующих лиц, выделяемых из целого по определённым признакам, осознающих свою принадлежность друг к другу.
Существует множество классификаций групп. • Ч. Кули разделял группы на: 1. первичные (люди, в отношении которых ощущается наибольшая эмоциональная близость и в которых люди непосредственно контактируют: семья, друзья) 2. вторичные (все остальные люди, с которым личность взаимодействует для достижения своих целей; здесь важны не столько индивидуальные качества, сколько умение выполнять свои функции) • Э. Мэйо: 1. формальные (имеют юридически фиксированную структуру, руководство, закреплённые права и обязанности, статус, участники объединены социально заданной деятельностью, взаимодействие в них заранее регламентировано: производство, армия) 2. неформальные (не имеют фиксированного статуса, объединяется на основе интересов, симпатий, извлечения пользы, в них взаимодействие может быть основано на эмоциях, неофициальных правилах, да и они могут меняться) • Г. Хаймен: 1. группы членства (в которые человек входит на какой-либо основе по некоторым причинам) 2. референтные группы (группы значимых для личности людей, но в которые сама эта личность не входит, она соотносит себя с ними как с эталоном). Люди из таких групп оказывают большое влияние на жизнь и развитие человека, на его поведение и самооценку. • Г. М. Андреева: 1. условные (люди, входящие в такие группы, могут не быть одновременно в одном месте, не выполнять совместно какой-либо деятельности, например, пенсионеры, студенты) 2. реальные (существующие в общем пространстве и времени, объединены реальными отношениями): а) лабораторные (специально создаваемые исследователем для изучения); б) естественные (реально существующие): большие и малые. Реальные группы наиболее ценны и значимы для исследований социального психолога. Они подразделяются на большие (классы, народы, этносы) и малые. Группообразование– это процесс становления группы из реальной диффузной общности людей.
Людям в группе свойственны следующие характеристики:
Функции групп:
Качественнойхарактеристикой группы является уровень её развития – это характеристика сформированности межличностных отношений. Для его определения используются следующие параметры: уровень целей и ценностей, которые являются содержанием совместной деятельности, их содействие развитию группы и общества, а также число групповых коммуникаций, сложившиеся отношения, время существования группы. Выделяют следующие уровни развития групп: • низкого уровня развития (например, диффузная группа– это общность, в которой отсутствуют сплочённость, ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, опосредующей отношения её участников). • высокого уровня развития (коллективы) – в этих группах результат соотношения между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом положителен (в группах низкого уровня развития он может быть отрицательным). Коллектив – это высшая степень развития малой группы. А. С. Макаренко так определял коллектив: это свободная группа трудящихся, объединённая общей личностно- и социально-значимой целью и действием, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности. Коллектив целостен, он – самостоятельная система со своей структурой, организацией и функциями. Это группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая высокого уровня развития. Характеризуется коллектив высокой сплочённостью как ценностно-ориентационным единством, коллективистскими самоопределением и идентификацией, высокой референтностью участников группы и разделением ответственности. В коллективе личность находит поддержку, помощь, с коллективом она разделяет ответственность, всё это способствует формированию групповой сплочённости. Цели коллектива и всего общества должны быть согласованы, поскольку коллектив – часть общества, а не самостоятельная «отрезанная» группа, таким образом, коллектив характеризуется только социально одобряемыми целями. Ещё одна важная характеристика коллектива – добровольность его объединения. В. М. Бехтерев указывал на общность целей и настроений в коллективе. Коллектив обязательно развивает личности входящих в него людей. Каждый коллектив – это малая группа, однако не любая малая группа – это коллектив.
Ещё один критерий группы - групповая интеграция – совокупность упорядоченности внутригрупповых структур, устойчивости взаимосвязей, стабильности и устойчивости функционирования, что свидетельствует о психологической целостности и единстве общности людей. Можно говорить о её наличии, если группа может длительно существовать автономно. Обычно она проявляется при нарушении равновесия группы как системы, т. е. при возникновении опасностей и помех её существованию. Её признаки: чувство «мы», эмоциональная идентификация с членами своей группы, формирование групповых норм, подъём дисциплинированности, организованности и согласованности взаимодействий, оздоровление социально-психологического климата, способности группы к самоконтролю и самокоррекции и др.
В социальной психологии группы рассматриваются с точки зрения различных её параметров: состава, структуры, групповых норм и ценностей, с точки зрения происходящих в ней групповых процессов. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, которую они выполняют.
|