![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповая сплочённость
Групповая сплочённость – это показатель того, что люди в этой группе не только совместимы, но и привержены друг другу, объединены общими ценностями, целями и т. п., они чувствуют свою связь друг с другом. В сплочённой группе присутствует чувство «Мы». Уровень сплочённости можно охарактеризовать через степень развития межличностных отношений, а именно отношений, имеющих положительную эмоциональную окраску, через частоту и прочность коммуникаций в группе, через удовлетворяемость потребностей индивида данной группой, через удовлетворённость деятельностью в этой группе, через осознание её общественной значимости, через общность деятельности, ценностей и целей. Оптимальный для такой группы стиль лидерства или руководства – демократический. Важен статус и престиж группы. Сплочённость группы тем выше, чем больше участников группы симпатизируют друг другу, и чем больше группа удовлетворяет их пребывание в ней. Группа удовлетворяет человека не просто когда выгоды членства превышают его издержки, но и когда выгоды этой группы для конкретного человека значительно превышают таковые в других доступных ему группах.
Групповая сплочённость – это не только результат, но и определённый процесс формирования группы. Структура малых групп состоит из трёх слоёв, увеличивающихся по степени влияния на глубину групповой сплочённости. Процесс её формирования идёт от формирования самого простого – первого – слоя к самому сложному: 1. Поверхностные межличностные отношения, не связанные с общей деятельностью группы. 2. Эмоциональные межличностные отношения, опосредованные совместной групповой деятельностью. 3. Ценностно-ориентационное единство – одинаковое отношение к групповой деятельности и её целям, общая мотивация и восприятие себя как целого, связанного общим делом. 4. Совместные цели деятельности и сама предметная деятельность. Степень развития этого уровня определяется по следующим признакам: а. выполнение группой основной своей функции, б. соответствие группы социальным нормам, в. возможность личности полноценно развиваться в условиях данной группы. Согласно авторам этой концепции, последнему - четвёртому слою развития группы соответствует образование коллектива – самой организованной и сплочённой из всех малых групп. Личность в коллективе находит поддержку и помощь, с коллективом она разделяет ответственность, что способствует формированию и усилению групповой сплочённости. Сплочённая группа показывает более высокие результаты совместной деятельности, люди в ней больше удовлетворены ею и своим членством в группе, повышается их работоспособность, организованность и дисциплинированность.
Важным для сплочённости фактором является психологическая совместимость. Так называют способность к совместной деятельности на основании сочетаемости людей в группе. Это один из показателей сплочённости группы, он предполагает возможность бесконфликтного общения и согласованности взаимодействий в совместной деятельности. Наличие совместимости означает, что в данном составе группа вполне может выполнить свои функции и какую-либо совместную деятельность. Выделяют два типа групповой психологической совместимости:
Межличностная совместимость – это взаимное приятие партнёров, основанное на сходстве или взаимодополнительности особенностей и личностных характеристик. Критерии совместимости: высокая удовлетворённость процессом и результатом взаимодействия, взаимная симпатия, уважение, желание продолжать взаимодействие. Межличностные отношения сильно влияют на становление сплочённости, ценностно-ориентационного единства коллектива.
Близким понятием совместимости является сработанность – это высокая продуктивность совместной деятельности при незначительных эмоционально-энергетических затратах и субъективная удовлетворённость её процессом и результатом. Совместная деятельность предполагает разнородную социальную дифференциацию и интеграцию индивидуальных вкладов, а такая координация облегчается, когда есть согласие. Поскольку условия деятельности постоянно более или менее меняются, появляется необходимость постоянного приспособления участников друг к другу и к обстоятельствам. Совместная деятельность протекает гладко, если у каждого участника развит самоконтроль. Согласованные действия в устойчивых ситуациях зависят от каждого участника, сохраняющего свою личную автономию и контролирующего себя с точки зрения групповых ожиданий.
|