Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение государства в Др. Афинах и Спарте.
Шёл процесс преобразования первобытнообщинного строя в государство. В рамках этого процесса шло образование различных структур в средиземноморском бассейне. Здесь община обладает некоторым отличием от восточной общины: 1. Завершается процессом общественного разделения труда, связанного с отделением ремесла от земледелия. Ремесло приобретает самостоятельный характер и ведёт к углублению обменных отношений и развитию торговли. 2. Торговля становится самостоятельным видом деятельности, новым источником богатства. 3. Развивается и утверждается частная собственность на основное средство производство – землю и орудия труда. Вследствие чего, начался постепенный переход от первобытнообщинного строя к государству. В Азии государство как бы вырастает из предыдущей формации, начинает выполнять функции предыдущего – это эволюционный путь развития государства. В античной общине вышеуказанные черты ускорили переход, государство обладает новыми функциями – это революционный путь (+ деятельность легендарных личностей). Также сильно повлиял географический фактор, природные богатства, но в Греции не было больших площадей, ждущих обработки, поэтому слабо развитое земледелие, что предопределило ускоренное формирование государства. Социально-экономические факторы: различные виды деятельности (торговля, ремесло), быстро способствовали дифференциации общества, а следовательно образованию классов – это в античных мире произошло почти мгновенно. Государство начинает образовываться в 8-ом веке до н.э. и до 3-го века до н.э. В странах древнего Востока этот процесс занял несколько тысячелетий. Кроме того, существенно повлияли на образование государства, перемещения на юге, в Европе, больших масс населения в 12-8-ом веке до н.э. Мифы об образовании государства связаны с именем легендарного героя Тезея. Четыре племени, проживающих на территории Аттики были объединены в единый народ – этот процесс получил название синойкизма. Это привело к созданию совета 4-х племён, появлению Базилея – племенного, военного вождя, совета старейшин – Буле, и народного собрания – Агора. Совет старейшин орган, который осуществлял работу по организации, когда не собиралось народное собрание. Народное собрание периодически собирающийся орган. Пошёл процесс преобразования племенных органов в государство, появляются дифференциация и противоречия между членами некогда единого общества. Тезей разделил общество на три группы: евпатридов, геоморов, демиургов. Первые получили преимущество при зачислении на высокие должности, остальные могли участвовать в народном собрании. Ускоренная дифференциация привела к замене функции управления общественными работами, функцией личного обогащения. В этих условиях возникает такой вид обогащения, как периодические набеги на соседей. Противоречия в обществе постепенно всё более обостряются. Поэтому возникает потребность в органе, который бы урегулировал бы эти противоречия, возникла должность архонтов, они избирались из числа эвпатридов (сначала пожизненно, потом на 10, 5, 1 год, первоначально в составе 5, затем 9 человек). Они пришли на смену базилевсу. Возникновение новых должностных лиц, привело к созданию нового органа вместо совета старейшин – Ареопагу, который избирал архонтов и контролировал их деятельность. Постепенно в состав ареопага входят бывшие архонты. Таким образом возникает орган родоплеменной знати и соответственно аристократии, они становятся наиболее зажиточной частью населения. Здесь мы опять сталкиваемся с мифологическими личностями, способствующими образованию государства. Солон – будучи избран архонтом в 594 отменил все долги. С упразднением долговой головы, запретил продажу афинских жителей в рабство и выкупил уже проданных. Также Солон разделил всех афинян по имущественному признаку. Имеющих доход более 500 медимнов – получили название медимнов, до 300-т медимнов – всадники. Граждане от 200-т зевгиты, все остальные – феты, это обедневшие горожане и общинники. Солон ликвидировал совет старейшин и создал совет 400-т. Представительство в новом органе имели и бедные и богатые, также он выполнял функцию суда присяжных – гелиэя. Все высокопоставленные места принадлежали первым двум группам афинского населения, которые отстаивали свои интересы. Феты могли участвовать в народном собрании, а затем в гелиэя. Это привело к изменению характера взаимоотношения между различными общественными группами при образовании государственности. Следующие легендарные личности это Крисфен, Перикл, Гариаль. Крисфен уничтожил Совет 400-т, и заменил его Советом 500-т. Он разбил территорию Афин на территориальные единицы – Филы, каждая из них посылала 50-т своих представителей в Совет 500-т. Каждая фила состояла их трёх частей (прибрежная, городская, земледельческая). Также были Демы – тоже территориальные единицы, это подорвало все первобытнообщинные структуры. Гариаль изменил роль ареопага, доведя его до судебного органа. Каждый орган выражал интересы той или иной группы, на том или ином этапе своего развития.
40. Развитие Афинского государства в V в. до н.э. (реформы Клисфена [К], Эфиальта [Э], Перикла[П])
Реформы К, провед-е в 509 г. до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населдения на 4 племени. Аттика была разделена на 10 территорий—Фил, каждая из кот-х влючала 3 территории (триттии) – городскую, прибрежную, земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. К упразднил Совет 400-х и учредил Совет 500-х. Была создана коллегия 10 стратегов. Первоначально стратеги имели военные функции, но позднее оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами гос-ва. При К в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно собиралось народное собрание, определяющее, нет ли среди сограждан лиц, опасных для гос-ва. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет. Реформы К завершили длительный процесс становления гос-ва в Др. Афинах. В первой половине V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих гос-в греческого мира. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в соц-политических отн-х. Э. почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функцции народному собранию, Совету 500 и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции. С именем П. связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения гос-х должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграничение за исполнение гос-х должностей. Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет античное, классовое землевладение. Рабы превращаются в основную производственную силу. Гос-е рабы эксплуатируются в рудниках и каменоломнях, частные рабы – на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов в 4 раза превышает численность свободных афинян. Обостряются отн-я между афинянами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число кот-х достигло половины афинян. Метеки, занимающиеся торговлей и ремеслом, существенно ограниченны в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни. Афинская демократия вступила в эпоху своего расцвета. Реформы середины V в. Э, П, К сыграли в этом важную роль. 41.Расцвет рабовладельческой демократии в Афинах в V в.
По своей сущности Афинское гос-во являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в кот-й афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Основными органами Афинского гос-ва являлись: Народное собрание (НС), Совет пятисот(СП), гелиэя(Г), коллегия стратегов(КС), коллегия архонтов(КА). Право участия в НС (экклесии) имели только мужчины, достигшие 20тилетнего возраста, полноправные афинские гр-не вне зависимости от имущ-го положения и рода занятий. Экклесия принимала з-ны, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Охрана законодательства обеспечивалась специальной коллегией для охраны законов и правом подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих соответствующие законы. Рабочим органом НС был СП (булэ). Членом булэ мог быть полноправный гр-н, представитель любого слоя населения, достигший 30 лет. Из их числа избирается Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила – терр. ед.). Каждый год Совет обновлялся, члены СП получали жалованье. СП подготавливал и обсуждал все дела, кот-е выносятсь на обсуждение и решение НС, составлял предварительное заключение для внесения в НС, без кот-го народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. СП контролировал исполнение постановлений НС, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат гос-ва действовал под руководством и наблюдением СП. Руководство повседневными делами возлагалось на филу или пританию, - 1/10 СП. Ее члены избирали из своей среды председателя, кот-й становился также и председателем НС. К органам исполнителей власти относились КС и КА. Основная функция КС – верховное руководство и командование всеми вооружёнными силами Афинская КС состояла из 10 стратегов (по закону – у них равные права, но на деле один из стратегов занимал первое место). Они избирались из числа наиболее богатых и влиятельных гр-н открытым голосованием. К компетенции КА относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. КА состояла из 9 архонтов и секретаря, избираемых по одному от каждой филы. Все архонты кроме секретаря проходили 2 проверки – в СП и в Г. Высшим судебным органом была Г., действовавшая под руководством КА. Г. состояла из 6 тыс. человек (по 600 от филы), ежегодно избирающихся по жребию архонтами из числа полноправных гр-н не моложе 30 лет. Г. разбирала важные частные дела афинских гр-н, гос-е дела, спорные дела между союзниками и все важные дела гр-н союзных гос-в. Г. также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами были несколько других коллегий, каждая из кот-х разбирала лишь определённые дела: ареопаг (суд старейшин), 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
|