Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование брачно-семейных отношений по ЗХ.






 

Древневавилонский брак скреплялся договором м/у семьями жениха и невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Она, например, могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать её за долги. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»).

В древневав. семье господствует муж. Он ведёт общее хозяйство семьи. Он представляет её в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто захочет купить. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существуют юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены. Для неё установлены 3 законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Роль жены долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В тоже время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух чётко зафиксированных правовых формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые цели усыновления. В 1-ом случае – продолжение рода в бездетной семье, во 2-ом – приобретение рабочих рук.

Различаются 2 вида наследования – по закону и по завещанию. ЗХ говорят главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находится ещё в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судий, которые исследуют дело. Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. В ЗХ дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько братья. Долю умершего сына получают его дети.

 

29.Источники права Древней Индии (Др. Ин.)

 

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, соц-экономического и гос-го развития Др. Ин., проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры (дх.) – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры (арт.) – трактаты о политике и праве. Законы Ману (ЗМ) занимают особое место среди других дх. Появление ЗМ знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Др. Ин., кот. стала всё больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. При большом разнообразии дх. можно увидеть глубокое сходство м/у ними, взаимовлияние, текстуальное совпадение, а главное – единство религиозно-филосовских концепций, принципов, на кот. они основывались. К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Др. Ин., согласно которому всё его содержание, границы действия норм предопределены ведами – священными источниками «всех знаний». Особое место среди источников права Др. Ин. на определенном этапе ее истории занимала лит-ра чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, - арт.

Арт. стала все больше уступать место дх., активно заимствующим ее правовые нормы и положения. Появление 2-х традиционных жанров в правовой лит-ре демонстрирует развитие права в Др. Ин. как бы двух уровней: гос-го (арт.) и общинного (дх.). Сами же юр. трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодейст. др. с др., о чем свидетельствует сходство их многих положений. Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Др. Ин., следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. На отдельных этапах эволюции правовой системы Др. Ин. менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. В арт. эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал