Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ордера и их происхождение.






ОРДЕР - вид архитектурной композиции, художественно переработавшей

стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и

взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают Ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). Ордером называют также и художественные системы Древнего Египта, Крита и т.д. Ордер может быть полным и неполным. Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер не имеет пьедестала.

Уже в архаическую пору в греческой архитектуре сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, — названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров. Но прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой, развивающейся снизу вверх.

 

Дорический ордер:

1. сима

2. мутулы

3. гутты (регулы)

4. триглиф

5. метопа

6. тения

7. абака

8. эхин

9. ремешки

10.шейка капители (гипотрахелион)

11.каннелюры

12.стилобат

Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком, и характерен для Древней Греции. Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами. Колонны венчались капителями простой, строгой формы, кроме украшения, выполняющими и другую функцию – они были необходимы для более удобного перехода от колонн к горизонтальным балкам.

Квадратная плита капители (абака) поддерживалась каменной плитой в форме усечённого конуса (эхина), благодаря которой обеспечивалось равномерное распределение нагрузки на колонны. Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами. Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчающего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.

В дорическом стиле был построен Парфенон и со всех сторон окружён колоннами. С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными позолоченными решетками.

В 432 году до н. э. Фидием были выполнены украшения фасада. На каменных

метопах, идущих по периметру храма, скульптор изобразил сцены сражений,

фронтоны украсил рельефами, рассказывающими о рождении Афины и её споре с богом Посейдоном. Парадный вход находился в восточном портике, поэтому для того чтобы попасть внутрь, процессия должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего входа.

Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) со статуей Афины, разделённый колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отделённый от наоса стеной.

Парфенон был самым красивым зданием Акрополя, так как предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы).

Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с её спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.

 

Ионический ордер отличался от дорического пропорциями (рис.1), а также

количеством и сложностью деталей. Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четырёх штук, причём углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.

 

Ионический ордер (Аттический вариант):

1. сима

2. фриз

3. зубчики

4. фасции архитрава

5. абака

6. волюта

7. эхин

8. каннелюры

9. полувал (торус)

10.скоция

11.стилобат

В отличие от дорического ордера он не имел модульонов.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

 

 

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

 

1. карниз

2. фриз

3. архитрав (карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент)

4. капитель

5. ствол колонны

6. база

В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой

архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии. Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Не

подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укреплённые на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки.

Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию.

В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их

происхождение из крупного леса. В более лёгком ионическом ордере сказались приёмы сооружения кровли из мелких брёвен. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм – периптер, т.е. храм, обнесённый со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Наиболее близок мегарону храм “в антах”, т.е. храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны.

По всей вероятности, первоначально нерасчленённой целле храма, название которой “корабль” осталось за помещением для божества даже и в сложных постройках, уже в эпоху дорического стиля стали пристраивать передний зал (продомос) и задний (опистодомос); таким образом создался более сложный план, который всё – таки сохранял архитектоническую цельность. Эти постройки неразрывно связаны с целлой: боковые её стены выдвигаются вперёд и заканчиваются двумя пилястрами (анты); они соответствуют двум колоннам у входа, которые образуют вход в целлу, единственный источник света в храме.

В сложных постройках Эгины и Пестума окружено колоннадой всё здание, таким образом создался общеизвестный тип дорического храма – периптерос. Боковые ряды колонн содержат не точно удвоенное число колонн фасада: простое отношение было бы в данном случае слишком малозначительным. Эти колонны обходят вокруг всего храма непрерывным рядом, гармонично замыкают его, но не умаляют значения обоих фасадов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал