Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая сущность предпринимательства
Понятие «предпринимательство» необычайно широкое, в нем сочетаются экономические, юридические, политические, исторические и психологические отношения. С одной стороны, предпринимательство - это особый вид хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований (свобода в выборе направлений деятельности, самостоятельность и ответственность в принятии решений, ориентация на достижение коммерческого успеха). С другой стороны, предпринимательство - это определенные стиль и тип поведения, основными составляющими которого являются инициатива, поиск нестандартных решений, масштабность и риск, деловая хватка. С третьей стороны, предпринимательство — это особая экономическая функция, проявляется в обеспечении развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянных структурных изменениях экономики, создании инновационной сферы [21, с. 6]. Теоретические основы предпринимательской деятельности были исследованы классиками-экономистами в данной области научных знаний: Р. Кантильоном, А. Смитом, М. Вебером, Й. Шумпетером и др. Впервые понятие «предприниматель» в науку ввел английский банкир-экономист Ричард Кантильон в начале ХVIII в. Он считал, что предприниматель осуществляет экономическую деятельность в условиях нестабильности и непредвиденности цен, которая содержит элемент риска [21, с.28]. Весомый вклад в исследования предпринимательства внесли известные английские экономисты А. Смит, Д. Риккардо, А. Маршалл и др. А. Смит рассматривал предпринимателя как собственника, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с собственной заинтересованностью предпринимателя, которая способствует эффективному удовлетворению потребностей общества. Английский экономист Д. Риккардо в предпринимателе видел обычного капиталиста, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX в. английский экономист А. Маршалл, выделив организацию предпринимательства в отдельный фактор производства (наравне с трудом, землей и капиталом). Особое место в разработке теории предпринимательства занимают труды австро-американского экономиста и социолога Й. Шумпетера (начало XIX в.). По Шумпетеру, быть предпринимателем – это «делать не то, что делают другие и не так, как делают другие». Предпринимательскую функцию он отождествлял с функцией экономического лидерства и новаторства, подчеркивая, что инновация – это основа предпринимательства, а предприниматель – творец инноваций. [21, с. 29] В современной экономической науке теоретические основы предпринимательства исследуются в работах таких ученых-экономистов, как Бусыгин А.В., Бутко М.И., Горфинкель В.Я., Варналий З.С., Воронкова В.Г., Кредисов В.И., Мочерный С.В., Сизоненко В.А. Так, З.С. Варналий определяет предпринимательство «как самостоятельную, инициативную, систематическую деятельность хозяйствующих субъектов по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг, которая осуществляется на собственный риск с целью получения прибыли или собственного дохода» [8, с.25]. Таким образом, предпринимательство как экономическая категория – особенный тип хозяйствования, в котором субъект деятельности – предприниматель, рационально сочетающий (комбинирующий) факторы производства на инновационной основе, организующий и управляющий деятельностью на собственный риск, под свою ответственность с целью получения предпринимательского дохода. Анализ рассмотренного определения позволяет выделить следующие особенности предпринимательства[8]: - предпринимательская деятельность характеризуется ярко выраженным инновационным характером; - залог успеха предпринимательства – деятельность предпринимателя, обладающего творческой инициативой, нестандартностью мышления, целеустремленностью, находящийся в постоянном поиске нового. Таким образом, предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. При этом основными преимуществами предпринимательства для общества состоят в личной заинтересованности предпринимателя в достижении положительных результатов, не противоречащих интересам общества; быстрой реакции на изменения объема и структуры потребностей общества за счет соотношения спроса и предложения; экономии затрат в результате специализации, которая способствует экономии ресурсов общества. С.В. Мочерный определяет предпринимателя как субъекта, который объединяет в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов, методов производства, новых благ и их новых качеств, новых сфер применения капитала. Предпринимательство, по его мнению, - тип хозяйственного поведения предпринимателей по организации разработок производства и реализации благ, с целью получения прибыли и социального эффекта [58, с. 12]. Подводя итоги исследования предпринимательства как экономической категории, следует отметить[82]: - необходимость исследования сущности предпринимательства, что объясняется тем, что именно предпринимательская деятельность несет в себе предпосылки качественных изменений в экономических отношениях; - проведенный анализ концептуальных подходов анализа сущности предпринимательства указывает на то, что на сегодняшний день пока еще не создана общеэкономическая теория предпринимательства. Несмотря на этот факт, очевидным представляется прямая связь между предпринимательством и нововведениями, отмеченная еще в работах Й. Шумпетера и А. Маршалла и получившая дальнейшее развитие в концепции П. Друкера; - осмысление сущности предпринимательства, уточнение базовых понятий теории предпринимательства – исходный пункт в определении предпринимательства как системы, его видов и форм, классификационных критериев отнесения экономических образований к предпринимательскому сектору. В этой связи несформированность концептуальных основ теории предпринимательства, отсутствие рациональной комплексной структуры предпринимательства провоцирует неэффективность общегосударственных и региональных программ содействия развитию предпринимательства, несоответствие правового обеспечения и реальной совокупности экономических отношений; - проведенный анализ концептуальных подходов к анализу сущности предпринимательства показал, что предпринимательство представляет собой многогранную и интегральную сферу деятельности человека. Вопросы экономической теории предпринимательства остаются дискуссионными, актуальными на сегодняшний день; - четкое определение предпринимательства должно отвечать следующим критериям: выявлять сущность современного предпринимательства как особого типа процесса воспроизводства, отражать способ реализации способности предпринимателя как особого фактора воспроизводства; - определено, что предпринимательство характеризует особенность экономической деятельности, основанную на рациональной комбинации факторов производства с учетом инноваций, осуществляемую на собственный риск, по собственной инициативе, под свою ответственность, преследующую цель получения предпринимательского дохода, сочетающего личную выгоду с общественной пользой. Следует подчеркнуть, что, преследуя личные интересы получения дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса. В Украине основы предпринимательской деятельности закреплены законами «О предпринимательстве» и «О предприятиях в Украине», которые были упразднены в связи с принятием Хозяйственного кодекса Украины (вступил в силу 01.01.2004г.). Большинство норм этих законов в усовершенствованном виде вошли в Хозяйственный кодекс [22, с.18]. В соответствии с Хозяйственным кодексом, предпринимательство определяют как самостоятельную, инициативную, систематическую, на свой риск хозяйственную деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов [22]. Законом Украины «О развитии и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (№4618-17 от 22.03.2012г.) Украины» предусмотрены следующие критерии классификации субъектов предпринимательства по размерам [30]: - малыми (независимо от организационно-правовой формы хозяйствования) определяются предприятия, в которых средняя учетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает сумму, эквивалентную 10 млн. евро, определенного по среднегодовому курсу национального банка Украины;; - микропредприятиями определяются предприятия, в которых средняя учетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 10 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает сумму, эквивалентную 2 млн. евро, определяющую по среднегодовому курсу -Законом Украины «О развитии и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства» предусмотрено выделение в составе субъектов предпринимательства микропредприятий. Такие изменения объема валового дохода от реализации продукции: у малых предприятий- не должен преодолевать 10 млн. евро (ранее 70 млн. грн.), у крупных- превышает 50 млн. евро (ранее 100 млн. грн.) [31, 30] - крупными определяются предприятия, в которых средняя учетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 100 млн. грн.; Наиболее существенным признаком, который отличает предпринимательскую деятельность, является её цель - получение прибыли. Кроме общих признаков, которые характеризуют какую-либо деятельность субъекта хозяйствования, предпринимательству свойственны и специфические черты. В процессе изучения теории и практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект предпринимательской деятельности». Именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея, хотя она может быть направлена на организацию производственного процесса или управление им, на поиск новых, нетрадиционных методов или рынков реализации товаров, работ, услуг и т. д. Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. Предпринимательство, как явление хозяйственной жизни всегда развивается в определенной, социально-экономической и исторической среде. Именно поэтому для его непрерывного возобновления необходимы определенные условия. Можно выделить три основные группы таких предпосылок – правовые, экономические и политические. [9, С. 27] Правовые предпосылки предпринимательства базируются на законодательстве, нормативных актах, разработанных в стране. Последние должны создать для всех участников рыночных отношений одинаковые «правила игры», то есть предоставить одинаковые права и полную экономическую свободу, не допускать вмешательства органов государственного управления в хозяйственную деятельность субъектов, за исключением законодательно обговоренных случаев. То есть предприниматели могут действовать самостоятельно и свободно в рамках закона. Экономические предпосылки предпринимательства заключаются в том, что в обществе должны функционировать многосубъектные собственники. Это будет способствовать свободе предпринимательской деятельности, возможности на свой страх и риск принимать решения об использовании имущества, продукции, прибыли, выборе хозяйственных контрагентов. В связи с этим путем создания экономических предпосылок в нашей стране происходят приватизация собственности, демонополизация хозяйственной деятельности. Политические предпосылки предпринимательства заключаются в создании в стране благоприятного политического климата для предпринимательства. Этого можно достичь на основе разработки и осуществления стабильной политики в стране. Органы власти должны защищать все виды собственности, в том числе интеллектуальную (изобретения, новаторство, новые методы организации), а также создавать благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. В соответствии со ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами предпринимательской деятельности в Украине являются[22]: ¾ хозяйственные организации – юридические лица, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с действующим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке; ¾ граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели; филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.
|