Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности богослужения.






 

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется " очищением" Пресвятой Девы.

 

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). (Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье).

 

На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12, 51; 13, 1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) - об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Ис., 6 гл.) - о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.10, 1-21) - о видении ПРОРОКОМ Исаией Египта, куда " придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

 

На благословении хлебов, на " Бог Господь" и в конце утрени, тропарь праздника

 

(гл. 1-й):

 

" Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение". На полиелее величание праздника:

 

" Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень".

 

Прокимен: " Помяну имя Твое...", Евангелие от Луки, зач. 8. На " Слава":

 

" Молитвами Богородицы...", " И ныне": то же, " Помилуй мя, Боже"...

 

Канон праздника " Сушу глубородительную землю", творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари - на 12. Катавасия - праздника. Припев к


праздничному канону поется: " Пресвятая Богородице, спаси нас". По 3-й песни - седален, по 6-й песни - канон и икос.

 

Кондак: " Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче ". На 9- й песни " Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос:

 

" В законе сени и писаний..."; после каждых следующих четырех - читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: " Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих".

 

Ирмос: " В законе сени и писаний (в тени и букве закона -А. И.) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается - А.И.) Богу.

 

Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем".

 

На литургии - входной стих: " Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою". Прокимен: " Величит душа Моя...". Апостол к Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: " Чашу спасения прииму...".

 

1) Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не-деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Срете-ния (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. " Покаяния отверзи..." во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо Покаяния..." следует петь: " Молитвами Богородицы...", " И ныне" - то же и " Помилуй мя, Боже...". А псалом 136, " На реках Вавилонских...", следует петь в Недели - блудного, мясопустную и сыропустную.

 

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни - паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой' вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на " Слава" и на утрени на хвалитех - тоже на " Слава".

 

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.

 

Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.

 

Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника, переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную.


II) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.

 

III) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

 

IV) Попразднство имеет обычно 7.дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной - попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.

 

В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно - в четверг, пятницу или субботу. Примечание. Если праздник Сретения случится:

 

а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;

 

б) в Неделю мясопустную или в понедельник СЫРНОЙ седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг;

 

в) во вторник или среду сырной седмицы - отдание в сырную субботу;

 

г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;

 

д) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.

 

Второй день праздника - 3 февраля - Церковь посвящает памяти участников события - святых праведных Симеона Богоприимца и АННЫ ПРОРОЧИЦЫ (служба шестеричная).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал