![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Всенощное бдение
Иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р.Х.), иногда великой вечерней, а иногда -сразу утреней.
1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы).
2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы.
3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг пред литургией св. Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в Пятницу).
На благословении хлебов, на " Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й):
" Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление; Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать
благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". (Кондак: " Взбранной Воеводе победительная...").
На утрени: полиелей и величание:
" Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! " Евангелие (Лк. зач, 4-е).
Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари Ангела, другой Богородицы.
Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор.
По 8-й песни канона " Честнейшую", как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу).
Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется " Честнейшую".
Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено.
Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения " Помилуй нас, Боже" и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). ИСКЛЮЧЕНИЕ: 1) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на " Слава" и затем на " И ныне" поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6- й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном.
На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк.,
зач. 3).
2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (единожды), после полиелея - величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, " Воскресение Христово" не поем. " Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию...", " и ныне" - то же. " Помилуй мя,
Боже...".
3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных (" Страстных") Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны - 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.
Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные - в остальные дни Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице - на всех часах (тоже по 3 великих поклона).
Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные).
В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы.
Вечерня совершается после литургии, в свое время - вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице.
ЛИТУРГИЯ в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается.
Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу.
Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо " Достойно" поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг - " Странствия Владычня", в Великую Субботу - " Не рыдай Мене, Мати"). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника.
ЗАДОСТОЙНИК: Припев: " Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! "
и ирмос " Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".
Прокимен: " Благовестите день от дне...". Апостол (Евр., ач. 306), Евангелие (Лк.,
зач. 3).
|