Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности Всенощного бдения праздника






 

Возглас: " Слава Святей...", предначинательный псалом, " Блажен муж..."

 

На " Господи, воззвах" 8 стихир, гл.6-й. " Слава, и ныне" - стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

 

На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.

 

Первая паремия из кн. Бытия (28, 10-17) - о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.

 

Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) - о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.

 

Третья паремия (Притч. 9, 1-11) - о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

 

На литии - пять стихир праздника, гл. 6-й. На стиховне - 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на " Бог Господь..." (трижды) и в конце утрени (единожды) - тропарь праздника, гл. 4-й: " Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный".

 

На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее поется величание: " Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое".


После величания, малой ектении и седальна праздника -поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4: Помяну имя Твое...". Стих: " Отрыгну сердце мое слово благо...".

 

Примечание. Практическое отправление полиелея следующее.При пении" Хвалите имяГосподне... " священник выходит на середину храма и по окончании хвалитных псалмов поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем канонарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: " Слава, и ныне" и дважды " Аллилуиа". Третий раз " Аллилуиа" и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектения и прочее последование.

 

Но если праздник совпадет о воскресным.днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после псалма " Хвалите имя Господне..." священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их - малая ектения и т.д.

 

Евангелие от Луки, зач. 4-е. После Евангелия: " Слава: Молитвами Богородицы...", " И ныне" - то же. Затем " Помилуй мя, Боже", стихира праздника, гл. 6-й: " Сей день Господень..." и молитва " Спаси, Боже, люди твоя..."

 

ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й антифон4-го гласа: " От юности моея", как правило, поется по полиелее вовсе двунадесятые Господские н Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, неделю Ваий и Пятидесятницу. (Этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника).

 

КАНОНОВ два: первый - св. Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй-- св. Андрея Критского (VII в.). Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

 

По 3-й песни - седален праздника, гл. 4-й. " Слава, и ныне" - той же. По 6-й - кондак: " Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея".

 

Катавасия - ирмосы ближайшего великого Господского праздника - Воздвижения: " Крест начертав Моисей" (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды.

 

На 9-й песни " Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо " Честнейшую" поется первый припев:

 

" Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере" и ирмос 2-го канона.

 

" Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем".


Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: " Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию".

 

После 9-й песни - светилен " От ноплодныя днесь Анны..." " Слава, и ныне" - " Адаме обновися...".

 

На хвалитех - стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом - тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал