![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чин Славления Христа в навечерие Рождества Христова
После отпуста вечерни или литургии, выносится на середину храма свеча. Перед ней священнослужители и певцы (" клирицы") поют " велегласно" - громко и торжественно - пропарь и кондак праздника. После чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.
На этом кончается богослужение навечерия праздника.
Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й)
" Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе! "
Кондак праздника (глас 3-й)
" Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог".
Всенощное бдение
Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.
1. Великое повечерие
Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть его заключается молитвой; разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: " Приидите, поклонимся..." Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, и на которой поется " Бог Господь " с тропарями и стихословится Псалтирь с седальнами. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.
К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.
Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.
Великое повечерие совершается следующим образам. Священник с диаконам, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, слово " Востаните" не произносится, но сразу возглашает: " Благослови, владыко" и возвращается в алтарь. Священник: " Благословен Бог наш..." и совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются. Чтец читает великое повечерие: " Аминь, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный" и прочее обычное начало.
Представим для наглядности краткую схему великого повечерия на Рождество Христово (и на Крещение).
|