Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности всенощного бдения






 

На великой вечерни поется прокимен дня или великий прокимен. Великий прокимен " Бог наш на небеси и на земли..." поется на великой вечерни, т.е. в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпадет с субботой. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный великий прокимен: " Господь воцарися..." (См.: Богослужебные указания на 1950 г.).

 

Когда же праздник случается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то на великой вечерне под праздник поется прокимен дня, а великий прокимен поется на вечерни в самый день праздника.

 

Паремии: 1-я - Исход, гл. 24 (Моисей получил от Бога скрижали);

 

2-я - Исход, гл. 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицем к лицу);

 

3-я - 3 книга Царств, гл. 19 (Илия шел до горы Хорив 40 дней).

 

На благословении хлебов, на " Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника,

 

гл. 7:

 

" Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть). Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе".

 

На утрени по полиелее поется величание:

 

" Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение".

 

После малой ектении - седален праздника. Степенна -1-й антифон, 4 гласа. Прокимен: " Фавор и Ермон...", Евангелие - Лк., зач. 45. Псалом 50. " Слава: Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики", " И ныне" - то же. " Помилуй мя, Боже..." и стихира, глас 5-й: " Божества Твоего, Спасе...". Канонов два - св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина. Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия:

 

" Крест начертав..." По 3-й песни - седален. По 6-й песни кондак: " На горе преобразился еси, и, якоже вмещаху, ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние" и икос. На 9-й песни " Честнейшую" не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни.

 

Припев: " Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа", имеется только один для обоих канонов.

 

Ирмос 9-й песни: " Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (из Твоего чрева) пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли и с человеки


поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем". Указанный припев поется к каждому тропарю 9-й песни.

 

В конце утрени - отпуст праздника:

 

" Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш..."

 

На литургии - антифоны праздника.

 

Входый стих: " Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою".

 

Вместо " Достойно" - Задостойник: " Рождество Твое нетленно явися" с припевом: " Величай, душе моя..." (до отдания праздника).

 

Прокимен, гл. 4: " Яко возвеличишася дала Твоя, Господи..." Апостол - Петр., зач. 65. Евангелие - Мф., зач. 70. Причастен праздника: " Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки".

 

В ПОПРАЗДНСТВО на литургии после малого входа поется " Приидите, поклонимся" с праздничным припевом в конце:

 

" Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа".

 

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ.

 

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (сравн. 28-е правило VI Вселен. Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград - приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над " гроздием". В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - " На освящение начаток овощей" (и плодов).

 

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал