Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чин воздвижения Креста
(см.: " Богослужебные указания" на 1950 г.).
Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея.
После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед св. Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели место (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение.
Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится Диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает: " Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси". Хор поет: " Господи, помилуй (100 раз).
В начале пения " Господи, помилуй" настоятель трижды осеняет Крестом на восток
и при пении первой половины " сотницы" медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, " на пядь до земли". По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины " сотницы" настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным " Господи, помилуй". При пении " Господи, помилуй" в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа).
После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и стоя перед Крестом, возглашает:
" Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Пимена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси". Хор - " Господи, помилуй" (100 раз).
Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение - лицом на юг. Диакон возглашает:
" Еще молимся о стране нашей, властях и воинстве ея. Рцем вси". Хор - " Господи, помилуй" (100 раз).
Четвертое воздвижение - лицом на север. Диакон возглашает: " Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".
Пятое воздвижение - опять лицом к востоку. Диакон возглашает: " Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси".
После пятого воздвижения Креста Господня поется " Слава, и ныне" и кондак: " Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу".
При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется " Кресту Твоему..." (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину.
Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: " Исполним утреннюю молитву нашу". Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектении - сугубая и просительная.
На литургии - антифоны праздника. Входные стих: " Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть". Сразу после входного стиха - тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого - " Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (поется только в день праздника). Прокимен, гл. 7: " Возносите Господа Бога...". Апостол (Кор., зач. 125), Евангелие от Иоанна, зач. 60. Задостойник: припев: " Величай, душе моя, пречестный Крест Господень" и ирмос: " Тайн еси, Богородице, рай...". Причастен: " Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи".
Праздник Воздвижения - единственный Господский праздник, который не имеет в служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: " Воскресый из мертвых Христос.. ", так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию воскресения Христова (пение тропаря: " Воскресение Христово видевше..." на утрени и др.).
В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, послед. 14 сентября и гл. 33).
В попразднство на литургии после входа поется: " Приидите, поклонимся..." с праздничным окончанием: " Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа".
Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле (см.: Типикон, послед. 2 августа).
|