Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее






 

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия и пения " Воскресение Христово видевше..." и чтения 50-го псалма - поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На " Слава": " Покаяния отверзи ми двери..."

 

(вместо: " Молитвами апостолов..."). На " И ныне: " На спасения стези"...

 

(вместо: " Молитвами Богородицы...").

 

Затем: " Помилуй мя, Боже..." и

 

" Множество содеянных мною лютых..."

 

В основу первого тропаря - " Покаяния отворзи ми двери..." - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнение для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - " На спасения стези..." - положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: " Множество содеянных мною лютых..." - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые


читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).

 

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на " Слава, и ныне"), так как на хвалитех на " Слава" поется стихира Триоди - вместо евангельской стихиры.

 

На литургии - прокимен гласа, Апостол - Тим., зач. 296, Евангелие от Луки, зач. 89.

 

Таким образом, в Недолю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности.

 

1. Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей.

 

2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

 

3. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.

 

4. Отмена поста в среду и пятницу - " сплошная", или " всеядная" седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея.

 

5. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно - воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечерии, на полунощнице

и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и 6-й недели), т.е. в эти недели поются кондаки.

 

В неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской) и на литургии этот кондак святому следует петь на " Слава ", а на " И ныне" поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак " Предстательство христиан непостыдное" (если храм святого).

 

От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя", и только в недели Православия и Крестопоклонную припев: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал