![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности службы мясопустной субботы
I) На вечерни вместо прокимна поется " Аллилуиа" с заупокойными стихами, гл. 8-й. 1. " Блажени, яже избрал и приял еси Господи". 2 стих: " Память их в род и род". 3 стих:
" Души их во благих водворятся".
2) На утрени:
а) вместо " Бог Господь" - " Аллилуиа" с заупокойными стихами и тропарями: " Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй" (дважды), " Слава, и ныне" - " Тебе и стену и пристанище имамы";
б) после рядовой 16-й кафизмы, малой ектении и седальна Октоиха поются " непорочны" - 17-я кафизма, разделяемая на две статии.
В обычной практике к началу пения " непорочных" священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к панихидному столу (тетрапот - " канун").
Первая статия начинается пением " Блажени непорочнии" (поются первые два стиха). Священник читает псаломские стихи, в это время хор к каждому стиху поет тихо припев: " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим" (петь " Аллилуиа" не положено). После 91-го стиха хор поет 92-й и 93-й стихи:
" Яко аще не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий (законов) Твоих, яко в них оживил мя еси".
После этого бывает малая заупокойная ектения и возглас " Боже духов..."
Вторая статия начинается пением " Твой есмь аз, спаси мя..." (поются первые два стиха). Хор припевает к читаемым стихам второй статии: " Спасе, спаси мя".
Последние стихи кафизмы - 175-й и 176-й поет хор: " Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых".
После этого сразу поются тропари " по непорочных":
" Святых лик обрете источник жизни" с припевом: " Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим", и бывает полное каждение.
После этого произносится малая заупокойная ектения и поется седален: " Покой, Спасе наш...".
По 50- м псалме - канон. Первым читается канон храма (т.е. главного престольного праздника), а затем канон Триоди.
После 3-й песни - ектения обычная. После 6-й песни - ектения заупокойная (до сих пор священнослужители - на середине храма). Кондак: " Со святыми упокой" и икос: " Сам един еси, Бессмертный..." (диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и на - род).
По 9-й песни - ектения обычная.
3) На литургии. На " блаженны: берется с Триоди песнь 3-я и 6- я, на 8. По входе - тропари: " Глубиною мудрости...", на " Слава" кондак: " Со святыми упокой...", на " И ныне":
" Тебе и стену и пристанище...". Прокимен, гл. 6: " Души их во благих водворятся". Стих: " К Тебе, Господи, воздвигох душу мою". Апостол - дня (Коринф., зач. 146) и заупокойный (Солун., зач. 270). Евангелие - дня (Лк., зач. 105) и заупокойн. (Ин., зач. 16). Причастный стих: " Блажени, яже из-брал и приял еси Господи и память их в род и род". (См.: Триодь Постную).
Мясопустная Неделя, как сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде (Мф., зач. 106). Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным (" неумытным") судом Божиим.
Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем
праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием (" неусыпным истязанием", " неумытным судом"). Все равны будут перед праведным судом Божиим.
" В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное! ".
|