Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставные особенности сырной седмицы






 

1. В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

 

2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.

 

3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по уставу не бывает, за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовый праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно:

 

во ВТОРНЖ и ЧЕТВЕРГ сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни - без чтения

 

(как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: " Сподоби, Господи" - ектения: " Исполним молитву". Но по " Ныне отпущаеши...", как и в Великом посту, полагается пение тропарей " Богородице Дево, радуйся...", " Слава: Крестителю Христов...", " И ныне: Молите за ны, святии апостоли..." и три земных поклона. Далее " Под Твое благоутробие..." (без поклона). Далее, вместо


ектении: " Помилуй мя, Боже..." произносится: " Господи, помилуй" (40 раз). После чего " Слава, и ныне", " Честнейшую херувим ", " Именем Господним благослови, отче". Священник: " Сый благословен" и читается молитва " Небесный Царю...", после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): " Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве Даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь". По " Отче наш" - " Господи, помилуй" (12 раз), священник: " Слава Тебе, Христе Боже..." и прочее, и бывает отпуст.

 

Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни(во вторник и четверг вечера) бывает ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ с великими поклонами.

 

Особенности великого повечерия в сравнении с великопостными следующие.

 

В третьей части после канона - " Достойно есть", Трисвятое по " Отче наш" и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем - " Боже отец наших", " Иже во всем мире". " Слава: Со святыми упокой", " И ныне: Молитвами, Господи, всех святых..." и прочее последование по Часослову. Тропари " Господи сил, с нами буди" не поются. Отпуст малый. (Молитва " Владыко Многомилостиве" - не читается). После отпуста - чин прощения: " Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному". Затем ектения: " Помолимся о Великом Господине..." (См.: Часослов, вседневная полунощница).

 

В среду и пятницу сырной седмицы на УТРЕНИ:

 

1) вместо " Бог Господь" поется " Аллилуиа" во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами.

 

Стихи: " От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли"; " Правде научится живущие на земли"; Зависть приимет люди ненаказанныя"; " Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли".

 

Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология);

 

2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон

 

и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду - 3, 8 и 9, а в пятницу - 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь - к 1-й; 8-я - к 6-й; 9-я - к 7-й. Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя".

 

Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.

 

Дни недели Чтения Песни                
                     
Понедельник Октоих Нет На 6 Нет Канон Октоиха на 8 Канон Минеи на 6 Нет Нет На 6 На 8
  Минея На 8                
  Трипеснец                  


Вторник Октоих На 8 На 6 Нет На 8 На 8 На На 8 На 8   На 8 Нет На 6 На 8
  Минея - Нет На 6   На 6 На 6   На 6  
  Трипеснец   На              
                     
Среда Октоих На 4 На 6 Нет Нет На 6 На 4 На 4 Не 4 6 и 8 на 6 7 Нет Нет На 6
  Минея (1 и 3 п.)   Нет нет   и 8 на 4 Нет На 8
  Триодь На 4 Нет   На 6            
  Трипеснец     На 8            
Четверг Октоих На 8 На 6 Нет На 8 Нет На Октоих на 8 Минея на 6 Нет На 6 На 8
  Минея Нет   На 6 6 На 8 Нет        
  Трипеснец     Нет            
Пятница Октоих На 6 На Нет На 6 На 4 На Нет На 4 (6 и 8 на 6, Нет На 6 На 8
  Минея 4 На 4   На 4 6 (4 и 5 Нет 7 и 9 песни) На  
  Триодь Нет   На 4 песни) На 6 4 Нет  
  Трипеснец     Нет На 4 На 8        
          Нет          
Суббота   Канон храма на 6 и св. Отцов на 8          

 

 

После 9-й песни и ектении поется светилен троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.

 

Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-й, 6-й и 9-й, изобразительных и вечерни.

 

ЧАСЫ в сырную среду и пятницу совершаются великопостные, с поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, например, к 1-му часу, " Заутра услыши глас мой" и подобные ему на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й (в Великом посту они опускаются) и " поскору" читаются (а не поются) " Блаженны". В конце - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона) и сразу - вечерня (псалом 33-й не читается), относящаяся уже к следующему дню. ВЕЧЕРНЯ (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, вседневная, но со следующими особенностями:

 

1. после " Свете тихий" поется прокимен, читается паремия и затем - второй прокимен;

 

2. после " Ныне отпущаеши... " поется тропарь святого Минеи, " Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо " Господи, помилуй" (40 раз) священник произносит сугубую ектению: " Помилуй нас, Боже...". После возгласа - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву: " Всесвятая Троице, единосущная Державо..." Хор: «Буди имя Господне…». Чтец пс. 33-й «Благословлю Господа…». Хор: «Достойно есть…». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим…». Священник: «Слава, Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (3), Благослови». И бывает отпуст.

 

В Сырную Субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников.

 

Служба этой субботы бывает с великим славословием.

 

В Сырную Неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово» - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.


Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю

 

следующие:

 

1. В среду и пятницу сырной седмицы литургии не бывает, богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).

 

2. Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.

 

3. В Неделю сыропустную, как и в предыдущие две недели, поется 136-й псалом «На реках Вавилонских…», последний раз. Покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери…» поются до 5-й недели Великого поста.

 

4. В сырную Неделю воспоминается изгнание прародителей из рая.

 

5. На литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17).

 

Апостол же (Рим., зач. 112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал