![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уставные особенности сырной седмицы
1. В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.
3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по уставу не бывает, за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовый праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно:
во ВТОРНЖ и ЧЕТВЕРГ сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни - без чтения
(как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: " Сподоби, Господи" - ектения: " Исполним молитву". Но по " Ныне отпущаеши...", как и в Великом посту, полагается пение тропарей " Богородице Дево, радуйся...", " Слава: Крестителю Христов...", " И ныне: Молите за ны, святии апостоли..." и три земных поклона. Далее " Под Твое благоутробие..." (без поклона). Далее, вместо ектении: " Помилуй мя, Боже..." произносится: " Господи, помилуй" (40 раз). После чего " Слава, и ныне", " Честнейшую херувим ", " Именем Господним благослови, отче". Священник: " Сый благословен" и читается молитва " Небесный Царю...", после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): " Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве Даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь". По " Отче наш" - " Господи, помилуй" (12 раз), священник: " Слава Тебе, Христе Боже..." и прочее, и бывает отпуст.
Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни(во вторник и четверг вечера) бывает ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ с великими поклонами.
Особенности великого повечерия в сравнении с великопостными следующие.
В третьей части после канона - " Достойно есть", Трисвятое по " Отче наш" и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем - " Боже отец наших", " Иже во всем мире". " Слава: Со святыми упокой", " И ныне: Молитвами, Господи, всех святых..." и прочее последование по Часослову. Тропари " Господи сил, с нами буди" не поются. Отпуст малый. (Молитва " Владыко Многомилостиве" - не читается). После отпуста - чин прощения: " Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному". Затем ектения: " Помолимся о Великом Господине..." (См.: Часослов, вседневная полунощница).
В среду и пятницу сырной седмицы на УТРЕНИ:
1) вместо " Бог Господь" поется " Аллилуиа" во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами.
Стихи: " От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли"; " Правде научится живущие на земли"; Зависть приимет люди ненаказанныя"; " Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли".
Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология);
2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон
и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду - 3, 8 и 9, а в пятницу - 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь - к 1-й; 8-я - к 6-й; 9-я - к 7-й. Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.
После 9-й песни и ектении поется светилен троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.
Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-й, 6-й и 9-й, изобразительных и вечерни.
ЧАСЫ в сырную среду и пятницу совершаются великопостные, с поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, например, к 1-му часу, " Заутра услыши глас мой" и подобные ему на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й (в Великом посту они опускаются) и " поскору" читаются (а не поются) " Блаженны". В конце - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона) и сразу - вечерня (псалом 33-й не читается), относящаяся уже к следующему дню. ВЕЧЕРНЯ (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, вседневная, но со следующими особенностями:
1. после " Свете тихий" поется прокимен, читается паремия и затем - второй прокимен;
2. после " Ныне отпущаеши... " поется тропарь святого Минеи, " Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо " Господи, помилуй" (40 раз) священник произносит сугубую ектению: " Помилуй нас, Боже...". После возгласа - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву: " Всесвятая Троице, единосущная Державо..." Хор: «Буди имя Господне…». Чтец пс. 33-й «Благословлю Господа…». Хор: «Достойно есть…». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим…». Священник: «Слава, Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (3), Благослови». И бывает отпуст.
В Сырную Субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников.
Служба этой субботы бывает с великим славословием.
В Сырную Неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово» - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю
следующие:
1. В среду и пятницу сырной седмицы литургии не бывает, богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).
2. Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.
3. В Неделю сыропустную, как и в предыдущие две недели, поется 136-й псалом «На реках Вавилонских…», последний раз. Покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери…» поются до 5-й недели Великого поста.
4. В сырную Неделю воспоминается изгнание прародителей из рая.
5. На литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17).
Апостол же (Рим., зач. 112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.
|