Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Происхождение литургии Преждеосвященных Даров
Начало литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Св. Симеон Солунский говорит: " Преждеосвященная литургия произошла издревле и от апостольских преемников". Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.), тоже свидетельствует о ее древности:
" Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Св. Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора. Во всех св. Церквах сохраняется молитва из неописанного предания, что читаемая по перенесении Св. Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит св. Афанасию Александрийскому".
Если литургия Преждеосвященных Даров и может быть названа апостольским введением, то не потому, чтобы она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина; она не была устно предана апостолами в своем настоящем виде, но она называется апостольским учреждением в общем своем составе и в главных своих частях.
Причащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства св. Иустина Мученика, который говорит, что диаконы относили Св. Тайны к отсутствовавшим на богослужении в церкви членам общины, которые могли принять Св. Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай - уносить с собою часть Св. Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан, св. Киприан, св. Григорий Богослов и др. Св. Василий Великий говорит об египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили при себе Св. Дары и причащались ими. В Александрии и других городах Египта верующие также хранили у себя Св. Дары для причащения.
Причащение при богослужении Преждеосвященными Дарами, хранящимися в храме, как уже было сказано, восходит ко временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится:
" После приобщения всех мужей и жен диаконы пусть возьмут остатки и отнесут в дарохранительницу." Эти остатки Св. Даров предназначались для причащения как больных, так и всех участников богослужения, на котором не приносилась бескровная Жертва. Из 52-го правила Трулльского Собора видно, что еще до этого Собора литургия Преждеосвященных Даров была общеизвестна, особенно на Востоке, а Трулльский Собор утвердил совершение ее во дни св. Четыредесятницы, кроме субботы, недели и праздника Благовещения. О литургии Преждеосвященных Даров свидетельствует св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): " Ныне более прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста с литургиею Преждеосвященных".
Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостольской Церкви, литургия Преждеосвященных Даров (как в древности, так и теперь) не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках чин этой литургии надписывается именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой литургии, существовавшие в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, отредактировал, сократил, внес даже молитвы собственного сочинения св. Василий Великий, и в таком виде она была введена в
Константинопольской Церкви, а оттуда распространилась по всему христианскому Востоку и вытеснила прежние чины литургии.
Что же касается присвоение авторства этой литургии св. Григорию Двоеслову (ум. 604 г.), то оно относится уже к позднейшим временам (XVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток относится к имени этого св. мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте на Востоке (в том числе и литургию Преждеосвященных Даров), и тем как бы заслужившего предпочтительное перед прочими отцами Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой литургией. В греческих синаксарнях с IX века помещаются известия о том, что св. Григорий Двоеслов ввел у римлян совершение полной литургии в дни Великого поста, а позднее (например, в Прологе, под 12 марта) это известие стало изъясняться и переводиться так, что он ввел в
Римской Церкви совершение великопостной литургии (разумеется - Преждеосвященной).
У нас в России, когда господствовал Студийский Устав (XI-XIII вв.), литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV-XV) и до настоящего времени литургия эта совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни праздников.
|