Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научная картина мира и социально-гуманитарное знание.
Мировоззрение – (т.з. человека на мир) совокупность знаний, идей, ценностей благодаря которым человек формирует свою т.з. на окружающую его природу и соц реальность. Оно м.б. только у человека или у соц группы (класс или общество в целом). Мировоззренческая функция философии – играет роль теоретического ядра, составляет главную квинтесенцию, помогает составлению мировоззрения. Мировоззрение фиксирует некое отношение субъекта к миру. Картина мира – оппозиция «мировозрения». То понимание, образ реальности, который возникает у объекта в отношении окр его реальности. КМ – некий тип научной онтологии, который является результатом научно-теоретического знания или познания реальности. Научная КМ – в ней есть упорядоченность. НКМ – целостная система представления о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатывая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Это особая форма научного теоретического знания, развивающегося в процессе эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В научном мировоззрении кроме знаний, присутствуют убеждения, целостные ориентации, эмоциональные отношения, идеалы и нормы деятельности. Структура НКМ: 1) концептуальный уровень – философская категория (материя, познание и т.д.), философские принципы (в основном онтологические – материальное единство мира, принцип всеобщности движения развития). Категории и принципы, конкретизирующиеся в НКМ через систему общенаучного понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, популяция, биосфера). 2) чувственно-образный компонент – т.е. наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Такие образы даже на этом уровне выступают в виде системы и благодаря ей и описанию образов в языке, близком к обыденному, обеспечивается понимание НКМ самым широким кругом ученых, независимо от их специализации. Основные классификации понятия картины мира: 1. Мифологическая КМ. 2. Религиозная КМ. 3. Обыденно-житейская КМ. 4. Научная КМ – формируется всеми науками. Любая КМ – фильтр знаний, который отсевает те, которые не вписываются в КМ. Типы НКМ по степени общности: общенаучная КМ (форма систематизации знаний, выработанных не только в естествознании, но и в социально-гуманитарных науках). Типы НКМ в историко-культурном плане: механическая, электродинамическая, квантовариационная, синергетическая. Функции НКМ: систематизация знаний; обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи; функция быть исследовательской программой, хотя бы целенаправляющим подстановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств в их решении. Процесс складывания: Переход движения от дисциплинарного к междисциплинарным уровням систематизации науки. Такой переход осуществляется не как простое суммирование специальных картин мира, а как их сложный синтез, в процессе которого лидирующую роль играют картины реальности основных, на данный момент, научных дисциплин. В понятийном каркасе этих дисциплин вычленяются общенаучные понятия, которые и становятся ядром сначала естественно-научной и социально-исторической, а потом и общенаучной картины мира. Вокруг этого ядра организуются фундаментальные понятия специальных наук, включая их картины мира второго уровня, а следовательно в общенаучную картину.. Получаемая в итоге картина мира не просто консолидирует значения природы и общества, но и функционирует как исследовательская программа, которая дает видимость взаимосвязей между предметом различных наук и определить стратегию переноса методов из одной науки в другую. Разделение методологии на 3 типа: 1. Соц атамизм (индивидуализм)-доктрина, которая утверждает, что факты относящиеся к обществу и соц явления, которые следует объяснять исключительно на базе фактов об индивидах. Главное – индивид, все что он образует вторично. 2. Соц холизм-философская концепция, которая утверждает приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. Целое – все, части – второстепенное. Холизм – почва для создания тотальных идеологий (фашизм, большевизм). Индивид должен пожертвовать всем для общества. 3. Соц институционализм – учение о системе упорядоченных постоянно повторяющихся норм (институтов). Институт – базис всего. Все рассматривают через институты. Деление на 2 типа: 1. Феноменология - идея в следующем: учение которое считает, что то, чем общество является не отличается от того, чем общество является в сущности. То, что мы видим в НКМ и является сущностью. Явления совпадают с сущностью Аристотель).. 2. Эссенционолизм - утверждает обратное. За явлениями общества скрываются некие сущности, которые мы не наблюдаем, которые радикально отличаются от реальности. Гегель, Платон, К.Маркс – мир сущности отличается от мира явлений. Таким образом можно подвести итог. Научная КМ – Специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития. Философская НКМ – образ мира, достигаемый при помощи всех философских знаний. Философия занимается интерпретацией знания. Любая НКМ – включает не только сумму знаний, но и их интерпретацию. НКМ в соц-гум науках – тот образ реальности, та модель реальности, которые формируют соц-гум знания. Структура НКМ: Ценные аксиологические знания, Гипотезы, Теория, Факты НКМ в соц-гум науках место борьбы за знание о том, чем является сам мир соц-гум наук.
|