Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научные и ненаучные методы исследования социальных явлений и процессов.
Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Наука – это социальный институт, добывающий определенного вида знания, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др. Лекция Орехова Все методы необходимо делить на научные и ненаучные. Научный метод – способ освоения действительности, основанный на рациональном доказательственном, системном исследовании природы и общества. Главная цель НМ – получение объективной истины об окружающем мире (тот который не зависит от субъекта). Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом. Главная форма ее существования – научная теория. Методы науки – система регулятивных принципов, в соответствии с которыми выстраивается научная деятельность. 5 требований научного метода: 1. Строгость (рациональность и доказываемость выводимости каждого доказательного суждения из уже существующих и согласованность всех этих структурных элементов); 2. Однозначность (внутренняя непротиворечивость, тождественность, соответствие всех утверждений друг другу); 3. Эффективность (разрешимость, способность за конечное число шагов достичь результата, который возможно признать истинным или ложным); 4. Простота (экономность) (достижение результата за минимальное число шагов без введения дополнительных облегчающих методов + простота и доступность другим ученым; 5. Эвристичность (способность приносить новый оригинальный результат + возможность экстраполяции уже известных знаний на новые области знаний). Ненаучные методы – методы, основанные на ограниченно рациональном или полностью иррациональном, несистемном бездоказательственном подходе к изучению соц. действительности. Такие методы приводят к ненаучному знанию. Типы: 1. Религиозное, мистическое. 2. Идеологическое. 3. Обыденное (знание здравого смысла). Пользуясь ненаучными методами можно прийти к истине – это нам давал Орехов. Не знаю, писать это или нет: Нижников как отреагирует?) Идеология – система утверждений относительно фактов, социальных знаний. Цель – объяснение фактов, пропаганда знания. Цель науки – получение объективной истины. В идеологии присутствует вера в миф и авторитет, она возникает тогда, когда есть путь к достижению утопии (идеала). В итоге все идеологические знания заканчиваются созданием мифологии. Цель мифологии и идеологии отлична от научной: цель науки – получение объективной истины об обществе; идеологии – инструмент завоевании политической власти. В обыденном знании есть очень сильный, невыразимый, личностный элемент. Т.е. есть вещи которые очень трудно выразить словами, необходим навык чтобы сделать что-то. 1. Оно имеет локальность и фрагментарность: фрагментарность действия обыденного знания: его не возможно вывести на глобальный уровень. 2. Амбивалентность – невозможность выразить что-либо при помощи терминологии. Оно амбивалентно – двусмысленно. Есть еще вариант классификации научных методов: I. 1. Всеобщие; 2. Общие (для некоторых областей знаний); 3. Частные.
|