Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этические проблемы науки в конце ХХ столетия.
Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе. По определению Р. Мертона, этос науки — это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, ценностей, которые считаются обязательными для ученого. Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Сейчас присутствует реальная угроза и риск здоровью и существованию человека. Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Ученый также ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия расщепления атома урана. На повестку дня стал вопрос о практическом применении атомного и ядерного оружия. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Выводы теории генетического различия умственной деятельности подводили к принятию расизма и геноцида. На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке, применение различных методов искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области оказания жизненно важных медицинских услуг, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций. Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками. Другой животрепещущей проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания клона. Клонирование человека – вызов природе, всемирной религиозной морали, нравственности человечества. Неизвестны последствия такого эксперимента и возможные патологии.
|