Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и паранаука.
Наука — специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование в практике нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях. Научное знание должно отвечать определенным критериям: предметности, воспроизводимости, объективности, эмпирической и теоретической обоснованности, логической доказательности, полезности. Сегодня наука является сверхсложной социальной системой, обладающей огромной степенью самоорганизации, мощной динамикой расширенного воспроизводства, результаты которой образуют основу развития современного общества. Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор. Всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отнесенные к вненаучному знанию, объединяются общим понятием - эзотеризм. Паранаука — идеи и концепции, относительно которых не существует твердого консенсуса среди членов соответствующего сообщества ученых в признании их полноправными элементами системы научного познания (парапсихология, евгеника и др.). В паранауке фиксируется ряд фактов и опытных данных, которые либо недостаточно объективны, либо противоречивы современным теориям. Паранаука м.б. как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии. Существует также иные формы вненаучного знания: 1. ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2. донаучное, выступающее предпосылкой науки; 3. лженаучное - это ошибочное предрассудочное знание, не обладающее систематичностью, универсальностью; 4. квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения, идеологию; 5. антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Особую форму вненаучного знания представляет собой народная наука. Она обращена к самым элементарным и жизненно важным сферам человеческой деятельности – здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. Известна следующая классификация вненаучного знания: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. 1. Паранормальное знание включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями (мистика и спиритизм); 2. Псевдонаука характеризуется сенсационностью тем, признание тайн и загадок, которые исследуются через истолкование; 3. Девиантной наукой занимаются люди, имеющие научную подготовку, но выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования. Иногда вненаучное знание именует себя как иной способ истинного познания.
|