Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стиль небоскребов». Особенности становления и эволюции.Стр 1 из 5Следующая ⇒
План Истоки и слагаемые нового стиля. Общая характеристика Ар Деко. Мастера Ар Деко на парижской выставке 1925 года Модернистик - американская версия Ар Деко. Стилистический выбор Америки»: культурные и художественные основы стиля в США. Базовые принципы и европейские составляяющие американского стиля. Стиль небоскребов». Особенности становления и эволюции. 1. Истоки и слагаемые нового стиля. Общая характеристика Ар-деко
Ар Деко, также арт-деко (фр. art dé co, досл. “декоративное искусство”, от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Dé coratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) – влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930–1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль Ар Деко также имеет значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм. Отличительные черты – строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах Ар Деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.Стиль ар деко получил свое название от Международной выставки 1925 года в Париже, где были представлены достаточно полно достижения декоративно-прикладного искусства того времени. Утвердился же этот термин только через четыре десятилетия во второй половине 1960-х годов. Ар Декоизвестен также как “джазовый модерн”, “зигзаг модерн” и “обтекаемый модерн” (эти термины характерны, в основном, для Америки). На Выставке 1925 года это стилевое направление четко и ярко проявилось, прежде всего, в прикладном искусстве. Его формирование началось перед Первой мировой войной, набрало силу после ее окончания в 1918 году, а расцвета достигло в 1920–1930-е годы. Оно было инициировано и востребовано на первых порах состоятельными слоями буржуазии, которые хотели жить в роскоши, изысканном комфорте, демонстрировать свое исключительное положение в обществе, несмотря на все трудности военного и послевоенного периодов. Смысл этого стиля состоял в создании иллюзии благополучия, “былой роскоши” в годы “потерянного поколения” между двумя мировыми войнами. Первоначально создатели-мастера Ар Деко ориентировались исключительно на ручное ремесленное изготовление, игнорируя массовое промышленное производство. Характерным для изделий в этом стиле было использование ценных и дорогих материалов (слоновая кость, перламутр, бронза, экзотические породы древесины, драгоценные и полудрагоценные камни, змеиная кожа и пр.) с ориентацией, прежде всего, на декоративность, орнаментацию, а не на функциональность и утилитарную целесообразность. Позднее стали использовать современные материалы: сталь, стекло, пластики и т.д. Стилистическими истоками Ар Деко были не только модерн (ар нуво), кубизм и футуризм, но и образцы экзотических для Европы культур Египта, Африки, доколумбовой Америки, а также влияние Русских балетных сезонов в Париже. Конечно, ар деко не было однородно, в нем развивались различные направления: элегантно-классическое, экспрессивно-экзотическое, модернистские течения. Парижская выставка активно способствовала распространению идей и формальных признаков нового стиля в странах Западной Европы, Америке, Азии (более слабо). Несколько позднее, видоизменившись, стиль проявился в адаптированном виде в Советском Союзе. Архитектура и интерьеры общественных зданий, кинотеатров, магазинов, доходных домов и пр. создавались в этом стиле. Духом Ар Деко были пронизаны павильоны Всемирных выставок и ярмарок, а также такая примета того времени как неоновая реклама. В стороне от активного влияния новых стилевых черт формообразования не могло оставаться массовое промышленное производство предметов широкого потребления. Соответственно условиям изготовления изменились материалы, уточнился ряд формальных признаков стилеобразования. Не только украшения, но и портсигары, зажигалки, флаконы для парфюмерии, столовые приборы, приемники и пр. делались из алюминия, бакелита и других материалов в классическо-геометрических формах с экспрессивными зигзагообразными линиями, инкрустацией и интарсиями из пластмасс, имитирующих слоновую кость, панцирь черепахи и прочие экзотические материалы. Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн – самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских é bé niste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании “Sü e et Mare”, ширмы Эйлин Грей, изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier, модные новинки от Поля Пуаре. Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь “Русскими сезонами” Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями “века машин”, французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х – 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня “высокого искусства”. Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
|