Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация (типизация) теневой экономики






 

В общем случае можно выделить два основных типа теневой экономики — «криминальную экономику» и «вынужденную внелегальную экономику» (табл. 1).

Таблица 1. Типы теневой экономики

  Криминальная экономика Вынужденная внелегальная экономика
Субъекты Традиционный криминал, мафия, олигархи, коррумпированное чиновничество Мелкие и средние предприниматели, самозанятые, домашнее хозяйство
Характер деятельности по целям и мотивам Преднамеренная, направленная на личное обогащение Вынужденная, связанная с выживанием
Методы недобросовестной конкуренции Неуплата налогов, сговоры на рынке, подкуп госчиновников, физическое воздействие на конкурентов Неуплата налогов
Характер деятельности по последствиям и масштабам ущерба Ярко выраженная антисоциальная, преступная Внелегальная, не несущая серьезной угрозы обществу
Отношение населения Негативное Сочувственное, терпимое

 

Основной мотив теневой деятельности — получение экономической выгоды, в том числе с нарушением норм законодательства и деловой этики. Однако следует различать две группы субъектов теневой экономики, руководствующихся этой обшей мотивацией. Одна из них движима патологической жаждой к беспредельному личному обогащению, другая вынуждена уходить «в тень» с целью выжить в условиях непродуманной налоговой политики, административного беспредела и т.п.

Все субъекты теневой экономики в той или иной степени прибегают к методам недобросовестной конкуренции. Но есть разница, выплачивают ли не в полном объеме налоги малый бизнес или крупные корпорации. Еще более изощренным методом недобросовестной конкуренции является сговор представителей крупного капитала между собой, а также с высшими эшелонами власти. В результате формируются устойчивые олигархические структуры. Ущерб, наносимый государству и обществу двумя выделенными типами теневой экономики, также несравним. Дело не только в объемах материального ущерба. Коррупция, например, разрушает сами основы государственности.

Проблема «вынужденной внелегальной экономики» требует более внимательного рассмотрения. Здесь хотелось бы еще раз сослаться на исследование известного перуанского ученого и общественного деятеля Э. де Сото. Обращение к истории обнаруживает, что теневой бум в Перу начался с наплыва в города мигрантов: «...чтобы выжить, мигранты стали теневиками. Если они хотели жить, торговать, производить, перевозить или даже потреблять, то им, новым жителям городов, приходилось делать это лишь незаконно. В такой незаконности не было антисоциального умысла, в отличие от наркобизнеса, воровства или грабежа, цели были вполне законными: строить дома, оказывать услуги, заниматься бизнесом». Де Сото приходит к следующим важным выводам:

• Этот подвид теневой экономики есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс.

• Он связан с реакцией масс на систему, которая традиционно ставит их в положение жертв своего рода правового и экономического апартеида. Система изобретает законы, делающие неосуществимым естественное стремление народа иметь работу и крышу над головой. Массы отвергают законы, которые по большей части неисполнимы и несправедливы, и выходят на улицы, чтобы продать то, что могут, заводят собственные магазины, строят дома на склонах холмов или свободных клочках земли. Там, где нет работы, они изобретают работу, обучаясь делам, о которых большинство до сих пор не имело понятия.

• Вовлеченные в теневую деятельность живут более благополучно, когда нарушают закон, чем когда уважают его. Можно утверждать, что теневая, деятельность процветает, если правовые ограничения превышают некоторый социально приемлемый уровень, если закон не признает ожиданий, выбора и надежд тех, кто не имеет возможности соблюдать его, и при этом государство не обладает достаточной силой принуждения.

• Личности сами по себе не «тени», теневыми являются их действия и деятельность. Те, кто действуют внелегальным образом, не составляют определенный или статичный сектор общества; они живут в призрачном мире, имеющем протяженную границу с миром законности, и в этот призрачный мир люди бегут, когда издержки соблюдения закона превышают выгоды от его соблюдения.

Обратившись к причинам явлений, можно определить вынужденную внелегальную экономику как прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от ее осуществления, причем данное понятие характеризуется прежде всего институциональными рамками, которые определяют границы теневой экономической деятельности.

В целом эта разновидность теневой деятельности является ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей. Среди подобных просчетов можно выделить:

• завышенные налоговые ставки, громоздкость и сложность системы налогообложения, слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующие уклонение от налогов;

• зарегулированность и негибкость трудового законодательства, сковывающие производственный процесс и побуждающие предпринимателей использовать наемный труд на неформальной основе;

• отсутствие развитой системы рынков и рыночной инфраструктуры, заставляющее полагаться на неформальные источники ресурсоснабжения и сбыта продукции;

• избыточную административную регламентацию и бюрократизм государственных органов;

• сомнение в долговременности и стабильности экономической политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др.

При этом государство несет прямую ответственность не только за вынужденную внелегальную предпринимательскую деятельность, но и за огромную армию наемного труда, которая, будучи поставленной на грань выживания, вовлечена в теневую экономику (неформальная занятость с нарушением норм трудового законодательства). Давно доказано, что изменение масштабов преступности (в том числе экономической) напрямую связано с изменением благосостояния основной массы населения. Кроме того, следует отметить, что отсутствие надежной защиты со стороны правоохранительных органов вынуждает многих идти на контакт с криминальным миром. Зачастую можно говорить об антисоциальной экономической политике, а не об антисоциальной деятельности граждан. Следует также отметить, что вынужденная теневая деятельность основной массы населения, как правило, встречает не резкое осуждение сограждан, а понимание и сочувствие.

В связи с вышесказанным нельзя не видеть и некоторые положительные стороны подобной разновидности теневой экономики.

К ним следует отнести, во-первых, ее стабилизирующую роль: значительные размеры теневой экономики в развивающихся странах позволяют сглаживать спады производства и кризисные явления на мировых рынках. В периоды кризиса теневой сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счет снижения уровня оплаты труда: ведь в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (семейно-родственных, клановых, национальных). Согласно логике такого воспроизводства, допустить увольнение — значит разрушить социальные связи. Во-вторых, существование внелегального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок.

Опыт трансформирующихся государств показывает, что в периоды социальных и экономических кризисов теневая экономика зачастую выполняет конструктивные функции: снижает глубину трансформационного спада, нивелирует резко обозначившуюся дифференциацию доходов, снижает уровень безработицы, играет для экономических агентов роль своеобразного оптимизирующего механизма хозяйственной деятельности в условиях незрелой рыночной инфраструктуры. Если скорректировать статистические показатели с учетом теневой экономики, то падение производства в 1990-х годах в странах с переходной экономикой выглядит не столь угрожающим, а темпы современного экономического роста в действительности выше официально объявленных. Два основных типа теневой экономики (криминальная и вынужденная внелегальная) также могут быть подразделены на подвиды (разновидности).

В вынужденной внелегальной экономике можно выделить:

• «серую» экономику малого и среднего предпринимательства, уходящего в тень от тяжелого налогового бремени, бюрократических препон и поборов и т.п.;

самозанятых, непосредственно озабоченных вопросамивыживания своих семей.

В рамках криминальной экономики выделяются:

традиционный криминальный бизнес (наркоторговля, проституция, рэкет и т.п.);

преступная экономическая деятельность коррумпированных госчиновников и олигархов.

В результате мы получаем следующую классификацию теневой экономики (рис. 3).

 

 

 

Приведенная схема требует некоторых комментариев.

Если судить формально, то во всех разновидностях теневой экономики нарушаются правовые нормы. Но следует обратить внимание на причины, порождающие криминал и вынужденную внелегальную экономику. В первом случае проявляется патологическая жажда к наживе, причем любыми средствами. Субъект же вынужденной внелегальной экономики поставлен в такие условия, когда он чаще всего не по своей воле вынужден искать пути ухода от непосильных налогов или социально несправедливых правовых норм.

Таким образом, два типа теневой экономики у нас различаются не только по степени нарушения законодательства, но и по таким критериям, как:

· личная мотивация субъекта теневой экономики (беспредельная жажда личной наживы или попытка свести концы с концами);

· причины, обусловливающие теневые отношения (государственная социально-экономическая политика, морально-нравственный климат в обществе);

· масштабы ущерба (материального и морально-нравственного);

· отношение общества к теневой экономике (явно негативное, терпимое, сочувствующее).

Формы теневой экономики можно классифицировать и по сферам экономической деятельности.

В сфере производства присутствуют:

• фальсификация продукции;

• уход в оффшорные зоны;

• перевод прибыли за рубеж;

• искусственное банкротство;

• подкуп чиновничества для получения госзаказов;

• бартерные сделки;

• использование труда нелегальных мигрантов;

• задержки заработной платы.

В сфере торговли:

• продажа фальсифицированных продуктов;

• контрабанда;

• сговор с таможенными службами;

• челночная торговля.

В финансово-кредитной сфере:

• финансовые пирамиды;

• отмывание «грязных» денег;

• финансовые операции под эгидой различных некоммерческих фондов.

В сфере услуг;

фирмы-однодневки;

• так называемые консультативные услуги;

• связь частных охранных фирм с уголовными структурами.

В сфере здравоохранения:

• негласный альянс между фармацевтическими фирмами и медицинскими учреждениями;

• нелегальные платные услуги.

В сфере образования:

• взятки за поступление в вуз, прохождение учебы, получение диплома;

• оплата за написание курсовых работ, дипломов, диссертаций.

Это лишь некоторые примеры теневой деятельности, которая может осуществляться практически в любой сфере общественной жизни.

Определенный интерес представляют также возможности классификации теневой экономики в зависимости от структуры предпринимательства (малый, средний бизнес, крупный капитал), форм собственности (государственная, муниципальная, частная, смешанная и т. п.), масштабов нанесенного ущерба. Очевидно, что среди агентов (участников) теневой экономики самым многочисленным будет малый бизнес, но по экономическому и социальному ущербу, наносимому обществу, лидером, безусловно, выступает крупный капитал (олигархи).

Основная масса преступлений в постсоветской России связана с бывшей или нынешней госсобственностью. Сама российская олигархия появилась в постсоветской России на основе разгосударствления общенародной собственности. Теневые операции между крупным капиталом и властью (налоги, льготы, лицензии) осуществляются, как правило, по поводу бывшей госсобственности или собственности акционерных компаний, контрольный пакет акций которых находится в руках государства. Основа высоких прибылей российских олигархических структур — сырьевые монополии. Источником этих прибылей являются природные ресурсы — собственность народа. Перераспределение ренты, получаемой от природных ресурсов, далеко не прозрачно, что способствует развитию теневой экономики в этой сфере.

Экономические преступления, связанные с госсобственностью (манипуляции с бюджетными средствами, приватизацией, коррупция госчиновников, теневые операции во внешнеэкономической деятельности и т.п.), носят особо опасный характер не только по суммам экономического ущерба, но и по политическим и нравственным последствиям.

Можно выделять разновидности теневой экономики и в зависимости от того, кому нанесен ущерб — государству или физическим лицам. Так, советское уголовное право гораздо более жестко подходило к хищению государственной собственности, чем личной собственности граждан.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал