Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уголовно-правовой механизм противодействия теневой экономики в России
На сегодняшний день остро стоит проблема противодействия теневой деятельности. Так, в настоящее время к существующему уголовно-правовому механизму противодействия теневому сектору можно отнести такие нормы УК России, как: - «незаконное предпринимательство» (ст. 171 УК России), - незаконная банковская деятельности» (ст. 172 УК России), «лжепредпринимательство» (ст. 173 УК России), «невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» (ст. 193 УК России), «уклонение гражданина от уплаты налога» (ст. 198 УК России), «уклонение от уплаты налога с организаций» (ст. 199 УК России), а также новые запрещенные УК России под угрозой наказания виды деятельности[34]: «мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК России), «мошенничество при получении выплат» (ст. 159.2 УК России), «мошенничество с использованием платежных карт» (ст. 159.3 УК России), «мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» (ст. 159.4 УК России) и «мошенничество в сфере страхования» (ст. 159.5 УК России). Среди указанных видов преступлений наибольшей опасностью обладают составы, связанные с уклонением от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Количество таких преступлений в период 1998 – 2009 гг. возросло более чем в 6 раз - с 2, 2 тыс. до 13, 5 тыс. в год. Однако, данные цифры далеко не в полной мере отражают масштабы преступной деятельности в налоговой сфере по причине их исключительно высокой латентности. По экспертным оценкам и мнению ряда ученых-криминологов, 9 из 10 налоговых преступников уходят от ответственности. В действительности, все выше сказанное позволяет утверждать, что на сегодняшний день в России теневая, в том числе криминальная, деятельность имеет глубокие социально-экономические корни, характеризуется высокой латентностью, осуществляется, в большинстве случаев, при непосредственном участии и под контролем организованной преступности. Таким образом, теневая экономика стала проблемой не только для правоохранительных органов, но и всего государства в целом. В связи с этим, уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер, позволяющего эффективно противодействовать дальнейшему развитию теневого сектора экономики и позволяющего добиться его сокращения до приемлемых масштабов. При разработке комплекса мер противодействия теневой экономике, первостепенной задачей, наряду с мерами, направленными на изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, образующих искусственные барьеры для ведения предпринимательской деятельности, представляется целесообразным осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение наблюдаемости экономических процессов, в том числе теневых экономических процессов. Необходимым условием обеспечения наблюдаемости экономических процессов представляется принятие на государственном уровне денежно-кредитной политики, направленной на снижение доли наличного денежного обращения, поскольку в силу своей природы именно наличные деньги являются идеальным инструментом для совершения теневых экономических операций. Фактическое отсутствие в настоящее время хоть сколько-нибудь эффективных экономико-правовых инструментов, направленных на ограничение наличного денежного обращения и проведение расчетно-платежных операций с использованием наличности, обеспечивает бесперебойное и устойчивое функционирование теневого сектора экономики, более того - происходит ее дальнейшее развитие, повышение эффективности и рост многообразия теневых процессов.
|