Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррупция как системная угроза экономической безопасности России
На современном этапе движения теневого сектора национальной экономики можно выделить ряд сформировавшихся, значительных по своим масштабам криминализированных сфер теневой деятельности в совокупности образующих угрозу экономической безопасности России. Одной из таких наиболее опасных сфер теневой экономики, оказывающих негативное влияние на эффективность реализации социально-экономических реформ и приоритетных национальных проектов и экономическую безопасность страны в целом, является государственное производство и управление бюджетными средствами, практически полностью освобожденное от контроля со стороны общества политической силой государства. Рассматривая влияние теневой экономики на государственную и политическую власть и экономическую безопасность России, необходимо отметить, что негативной тенденцией стало формирование теневого политического рынка, включающего в себя лоббирование и коррупцию. По мнению специалистов, уровень ущерб от коррупции в России достигает 30% федерального бюджета. По той же оценке, к сумме любого заключенного контракта приходится добавлять около 50% от оценочной стоимости на взятку чиновникам, отвечающим за оформление необходимых документов. По данным проведенных исследований, постоянно берут взятки не менее 70% муниципальных служащих, 80% судей и сотрудников ГИБДД, 40–45% врачей, 60% преподавателей вузов. По данным же официальной статистики, в России ежегодного выявляется не более 4 тыс. фактов взяточничества и коммерческого подкупа, а до суда доходит лишь 1500 уголовных дел в отношении 2 тысяч должностных лиц, являющихся получателями взяток[58]. При этом коррупцию как теневое явление можно разделить на ряд областей, каждая последующая из которых входит, образуя своего рода цепь, в состав предыдущей и является результатом ее функционирования и развития. Одну цепь образует кадровая коррупция, которая основана на взаимосвязи двух субъектов – лица, обладающего правом назначения на должность, либо возможностью оказать влияния на результаты выборов, и лица, заинтересованного в получении этой должности. Среди основных отрицательных последствий кадровой коррупции – некомпетентность чиновников, неэффективность работы, снижение авторитета государственной власти. Имеется ряд общих проблем и вариантов их решений для всех видов кадровой коррупции. Однако существуют специфичные проблемы, наличие которых обуславливает необходимость отдельного анализа кадровой коррупции в различных отраслях власти: исполнительной (система назначений на должность), представительной (система выборов) и судебной. Отдельные исследователи выделяют еще одну составляющую власти, так называемую контрольную[59]. Анализ проблем кадровой коррупции в исполнительной власти связан, прежде всего, с выявлением наиболее коррупционно привлекательных должностей, связанных в первую очередь с экономической деятельностью и перераспределением финансовых потоков (это все распорядители бюджетов и их помощники, лица, которые формируют предложения по финансам (от завхоза до ответственного по НИОКР), лица, которые осуществляют контроль финансовых потоков). Другую коррупционно опасную группу государственных служащих образуют лица, обладающие контрольно-надзорными и разрешительными полномочиями, включая лицензирование и иные виды разрешений. К потенциально коррупционной относится также работа по аттестации персонала, а также кадровая работа. Еще одна группа – это управление имуществом, оказание государственных услуг. К потенциально коррупционным также относятся любые должности правоохранительных органов, в полномочия которых входит возможность возбудить уголовное дело. При этом необходимо отметить, что вышеприведенный перечень не является исчерпывающим, а лишь демонстрирует коррупциогенную составляющую государственной службы. Одной из наиболее привлекательных отраслей, с точки зрения коррупциогенности, по оценкам экспертов, является судебная система. Здесь коррупционной привлекательностью обладает практически любая должность, различны лишь объем полномочий и, соответственно, масштабы коррупцоемкости. Коррупции в судебной системе во многом способствует, в частности, несовершенство института назначения судей и отсутствие действенного контроля за механизмом их назначения. Другую цепь образует так называемая экономическая коррупция - торговля коррупционными услугами, в рамках которой основная доля злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле.[60] В этой цепочке происходит своеобразная «продажа» властного ресурса либо использование властного ресурса в целях освоения иных государственных ресурсов. Рассматриваемый вид коррупции приводит к подрыву конкуренции, к затормаживанию дальнейшего развития рыночных отношений, к возрастанию издержек бизнеса, к снижению инвестиционных рейтингов и т.п. Такую коррупция в частном секторе национальной экономики можно рассматривать как коррупцию во взаимосвязи «бизнес-бизнес». Следующую цепь коррупционных отношений в частном секторе национальной экономики образует связка «бизнес – власть», которая отличается от остальных тем, что в ней лишь один субъект, который является носителем как коррупционного интереса, так и соответствующих властных полномочий. Такая связь основывается на конфликте интересов: личных и государственных. Сращивание бизнеса и власти также можно рассматривать и как особую форму экономической коррупции, но в связи с тем, что существует достаточное количество отличий в субъектном составе, в интересе или умысле и, главным образом, в способах противодействия, то этот вид целесообразно выделять в отдельный блок. Относительно самостоятельную область коррупционных отношений в силу своей специфики - ненаблюдаемости образует теневая экономика. Теневая экономика и коррупция неотделимы. Между этими двумя явлениями объективно существуют неразрывные двусторонние связи: коррупция является своеобразной системой обеспечения безопасности и устойчивости функционирования теневого сектора экономики; в свою очередь, теневой сектор экономики находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции. Теневая экономика является питательной средой для коррупционной деятельности, являясь ее финансово-экономической основой и создавая при этом спрос на данный вид услуг. Кроме того, коррупционные отношения, в силу своей латентной сущности сами по себе являются частью теневой экономики. С другой стороны, фактор наличия коррумпированных чиновников и так называемых «административных барьеров» заставляет бизнес уходить в тень. В связи с этим, противодействие коррупции не будет продуктивным без органической взаимосвязи с противодействием теневой экономике. В общем случае в сфере противодействия криминальным отношениям, образующим связку «коррупция – теневая экономика», можно выделить две основные проблемы, требующие безотлагательного принятия мер на государственном уровне. Первая проблема связана с уже упоминавшимися так называемыми «коррупционными услугами» в широком смысле, то есть, когда предмет коррупционной деятельности совпадает с предметом теневой экономической деятельности, а материальный эффект от коррупционной деятельности – является частью теневого дохода. Вторая проблема связана с коррупцией в области макроэкономических финансовых решений государства, стимулирующих и предполагающих развитие теневой экономики. Речь идет о денежной, финансовой и налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к неоправданным административным барьерам, заставляющим бизнес уходить «в тень». Отсутствие сбалансированной денежно-кредитной политики ведет к росту наличного денежного оборота, как основы теневой экономической деятельности и снижению потенциала безналичных расчетов. Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это главная цель реализации приоритетных национальных проектов, а также гарантия перехода от инертного, застойного типа функционирования экономики к инновационному пути ее развития. Как уже отмечалось, реализация приоритетных национальных проектов началась с 1 января 2006 года. В целом на эти цели в бюджете 2007 года уже было предусмотрено 134, 5 миллиарда рублей. С учетом внебюджетных средств на реализацию приоритетных национальных проектов было направлено порядка 180 миллиардов рублей.[61] До 2010 года объем финансирования приоритетных национальных проектов практически сохранялся на указанном уровне[62] с учетом корректив, внесенных в связи с разразившимся в 2008 году мировым финансовым кризисом. В ходе реализации поставленных задач в сфере повышения качества жизни и инвестирования в человеческий капитал, были выбраны четыре основных направления, которые впоследствии получили статус приоритетных национальных проектов: - «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»; - «Здоровье»; - «Образование»; - «Развитие агропромышленного комплекса». Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуется с 2006 года. На реализацию этого проекта уже в 2006 году было израсходовано 35, 4 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 26, 5 млрд. рублей, в 2007 году – 62, 5 млрд. рублей и 33, 5 млрд. рублей соответственно. В 2008 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 93, 8 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии Российской Федерации в объеме 28, 0 млрд. рублей.[63]. В дальнейшем в условиях мирового финансового кризиса были внесены необходимые коррективы в финансирование проекта. Приведенные цифры демонстрируют значительные объемы денежных средств, которые фактически направляются из бюджетной сферы в реальный сектор экономики в ее приоритетные отрасли: медицину, образование, строительство, сельское хозяйство. Несмотря на строго целевой характер предназначения указанных денежных средств, в настоящее время в условиях широкого распространения теневых процессов в финансово-хозяйственной сфере и, в частности, коррупционной деятельности реальная отдача от государственных инвестиций значительно снижается. Это обусловлено тем фактом, что сфера бюджетно-финансового обеспечения реализации целевых бюджетных программ имеет значительные особенности по сравнению с другими сегментами бюджетных расходов. Это предопределяет и специфику реализации контрольных функций, государственного индикативного регулирования, реализуемого при выработке целей программ и проектов, определении генеральных направлений и форм их реализации.
|