Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминальный наркобизнес в России






 

Проблема массовой наркотизации населения и экспансии наркобизнеса является сегодня для России одной из наиболее острых и актуальных. Ее масштабы таковы, что речь идет о серьезной угрозе экономической безопасности страны. В данном параграфе рассматривается состояние, тенденции развития, структура незаконного бизнеса, связанного с производством и распространением наркотических средств, а также направления контроля над наркобизнесом.

Масштабы потребления наркотиков и наркобизнеса

До начала перестройки в СССР, а затем и реформ в России масштабы рынка наркотических средств были крайне незначительны. Крайне узок был и круг потребителей наркотиков. Наибольшую распространенность наркотики имели в уголовной среде, а также на бытовом уровне в республиках Средней Азии.

За 20 лет (1965-1985 гг.) численность зарегистрированных лиц, больных наркоманией, увеличилась с 10 до 15 тыс. человек или в среднем их рост составлял по 250 человек в год. Для страны с населением более 250 млн человек это является крайне незначительной величиной. Ситуация осложнилась с изменением социально-политической и экономической обстановки, распадом СССР.

За период с 1985 по 1995 годы число зарегистрированных наркоманов возросло в 5 раз. В последующие годы, вплоть до 1998-го количество регистрируемых с диагнозом " наркомания" ежегодно увеличивается в полтора-два раза.

Преступность, связанная с наркобизнесом. Одновременно с ростом числа злоупотребляющих наркотиками примерно в такой же прогрессии возрастало и количество преступлений, связанных с наркобизнесом.

Наркобизнес является высокорентабельной отраслью криминальной экономики. Hорма прибыли при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Рост наркобизнеса и потребления наркотических средств сопровождается также возрастанием других общеуголовных преступлений. Так, по имеющимся данным, из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами. Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет.

Тенденции изменения структуры наркорынка.

Важной тенденцией изменения структуры наркорынка в настоящее время является относительное сокращение доли " маковой соломки" и марихуаны и увеличение удельного веса " жестких" и синтетических наркотиков. Вес изъятого опия вырос на 38%, героина более чем в 2 раза и гашиша на 36%. Расширяется сеть подпольных лабораторий по их производству. Занимаются этим бизнесом часто дипломированные специалисты с медицинским и химическим образованием, студенты, технический персонал научно-исследовательских учреждений с использованием современных технологий.

Основными центрами производства синтетических наркотиков стали Москва, Санкт-Петербург, Казань.

Технология производства наркотиков быстро совершенствуется. В начальный период развития наркобизнеса преобладало использование примитивных орудий, средств и материалов (мясорубки, сита, кухонная посуда, предметы бытовой химии) наркоманами-одиночками, имеющими скудные познания в области химии. Современное производство синтетических наркотиков осуществляется в больших масштабах в высокопроизводительных подпольных лабораториях. В производственный процесс вовлечены специалисты-химики и студенты специализированных учебных заведений. Вовлечение облегчается тяжелым экономическим положением предприятий химической отрасли, прикладных научно-исследовательских институтов и специализированных учебных заведений.

Индустриализация наркобизнеса обеспечивает высокую чистоту производимых наркотических средств – как рафинированных из алкалоидов растений (кокаин, героин, эфедрон), так и синтетических (" экстази", метадон, морфин). Торговля ведется преимущественно мелкими партиями во избежание крупных материальных потерь. Значительная часть наркотиков реализуется по заниженным ценам в целях вовлечения в наркоманию максимально большого числа людей.

Источники поступления в Россию наркотических средств

Основную часть потребляемых в России наркотиков ввозится контрабандно. По данным УБТП ГТК России, на протяжении последних пяти лет контрабанда наркотиков в Россию ежегодно увеличивается в 1, 5-2 раза. Основными источниками поступления наркотиков на российский рынок являются:

Украина – маковая соломка;

Китай – в основном эфедрин;

Латинская Америка – героин, кокаин;

Нидерланды, Польша, Германия – " экстази";

Юго-Восточная Азия – опиум.

Основные маршруты контрабанды наркотиков проходят через Республику Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Таджикистан.

Наряду с тенденцией к увеличению внутреннего потребления наркотических средств, наблюдается все более масштабное использование российской территории для транзита наркотиков. Через Россию наркотики (в основном – героин) попадают практически во все скандинавские страны, а также в Германию, Польшу, Францию, Грецию. Наиболее активно преступниками использовался транзитный канал международных воздушных перевозок.

 

Субъекты наркобизнеса.

Наркобизнес является сегодня сферой активной деятельности как отечественных так и зарубежных преступных организаций. Рассмотрим некоторые особенности их деятельности на российском наркорынке.

Иностранные наркодельцы в России. Масштабы деятельности иностранных наркоорганизаций таковы, что большинство экспертов определяют сложившуюся ситуацию как массированную экспансию международного наркобизнеса.

Анализ оценок степени активности в незаконном распространении наркотиков в России различных этнических преступных группировок выявил следующую картину: армянские составили 9 процентов; среднеазиатские – 51; грузинские – 12; прибалтийские – 12; азербайджанские – 67; чеченские – 33; цыганские – 61.

Торговлей кокаином и героином занимаются нигерийцы. На Дальнем Востоке контрабандным ввозом эфедрина занимаются китайцы. Имеют место факты задержания с наркотиками граждан Анголы и Заира. За торговлю наркотиками задержаны также граждане Ирана, Израиля, Пакистана и Гвинеи.

Среди этнических преступных группировок наркодельцов особенно выделяется азербайджанская. В Санкт-Петербурге она действует с середины 70-х годов, но по существу монополизировала мелкооптовую торговлю наркотиками не только здесь, но и в ряде городов и населенных пунктов Ленинградской области. Лидерами данной этнической группы организовано несколько пунктов открытой продажи синтетических наркотиков (в кафе, гостиницах, видеозалах), где практически в любое время суток можно приобрести метадон. Преступники держат на своем содержании специалистов-химиков, которые по их заказам изготовляют синтетический наркотик. Данные об их местонахождении тщательно скрываются. Доходы от наркобизнеса члены преступной группы направляют на приобретение предприятий общественного питания и магазинов.

Эксперты отмечают увеличение числа кавказских и среднеазиатских наркогруппировок, формирующихся за счет оседающих на территории страны мигрантов – выходцев из " горячих точек", притока многочисленных сезонных бригад, торговцев сельскохозяйственной продукцией, из наркопроизводящих стран ближнего и дальнего зарубежья. Расширяется поток наркотиков в Россию из дальнего зарубежья, преимущественно из Юго-Восточной Азии.

Серьезную озабоченность правоохранительных органов России должен вызывать тот факт, что в ряде случаев инициаторами установления доверительных отношений с российскими наркодельцами выступают сотрудники зарубежных спецслужб. В качестве примера можно привести результаты операции, проведенной в Приморском крае.

Отечественные наркодельцы. В середине 90-х годов активизировались отечественные наркопроизводители и наркоторговцы. Отечественный наркобизнес является сферой деятельности высокоорганизованных преступных групп с разделением функций переработки, транспортировки, распространения. В преступных наркогруппировках, действующих на территории России, насчитывается в среднем по 20-30 человек. Из них, как правило, до трети – иностранцы. Организованной наркопреступность налаживает связи в структурах исполнительной, представительной и судебной власти.

Тенденции развития организованной наркопреступности в России

Развитие организованной наркопреступности в России характеризуется проявлением следующих опасных тенденций:

· монополизация наркорынка организованными преступными группами: по мнению 42 процентов опрошенных ВНИИ МВД России практических работников, " черный" рынок наркотиков монополизирован полностью, и лишь 11 процентов полагают, что наблюдаются единичные факты монополизации;

· развитие системы отмывания наркоденег. Прежде всего, речь идет об отмывании через подставные структуры, связанные с оборотом наличных денег. В частности это рестораны, игорные заведения и т. д. Кроме этого, наличные деньги, сдаваемые продавцами в " кассу", активно обмениваются представителями этих структур в обменных пунктах ряда банков на наличную иностранную валюту. Примером является деятельность в Москве фирмы " Шерхан" (учрежденная афганцами), которая ежедневно обменивала десятки (а порой даже сотни) миллионов рублей в пунктах МДМ-банка и банка " Русские финансовые инициативы". Hовым направлением с 1996 года стало приобретение на наркоденьги акций различных российских предприятий, преимущественно топливно-энергетического комплекса и телекоммуникационного рынка. Незаконно добытые финансовые фонды отмываются в различных отраслях легальной экономики и используются для закупки оружия с целью использования его в " горячих точках" и совершения террористических актов:

· в наркобизнес посредством шантажа, угрозы похищения детей, заказных убийств и с использованием других методов активно вовлекаются представители легального бизнеса;

· использование легализованных средств для финансирования политических партий, средств массовой информации и т.п. В России уже состоялся процесс формирования " нарколобби", которое обеспечивает достаточно сильное давление на различные круги, в том числе на законодателей как федерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений в сторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны;

· повышение маневренности и гибкости преступных группировок – группировки, ликвидированные усилиями правоохранительных органов и спецслужб, незамедлительно заменяются на рынке новыми, еще более агрессивными;

· усиление круговой поруки и сокращение конфликтов между местными, межрегиональными и транснациональными группами дельцов наркобизнеса, заинтересованными в стабильности получения доходов от торговли наркотиками. За последние годы российские наркодельцы неоднократно встречались с лидерами наркогруппировок США и Латинской Америки, с которыми обсуждали вопросы сотрудничества в сфере распространения наркотиков в глобальном масштабе и возможностях влияния не только на экономическую, но и политическую жизнь государств, в том числе России. Большинство экспертов прогнозируют усиление взаимодействия отечественных и зарубежных дельцов наркобизнеса в последующие годы.

Перспективными путями решения рассматриваемой проблемы, по мнению исследователей в правоохранительных системах, могут стать следующие межведомственные мероприятия.

1. Образование межведомственного научного центра (института) изучения наркоситуации в России. Этой структуре помимо функций аналитической разведки проблем незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими целесообразно поручить также проведение мониторинга наркоситуации в стране.

2. Создание федеральной правоохранительной структуры (с функциями спецслужбы) по борьбе с наркобизнесом.

3. Закрепление в федеральном законодательстве функций борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании за всеми заинтересованными ведомствами, фактически занятыми в этой сфере деятельности.

4. Организация федерального и международного банков данных, постоянно пополняемого детальными сведениями, отражающими параметры наркобизнеса.

5. Налаживание дополнительного финансирования межведомственной борьбы с наркопреступностью за счет денежных и иных материальных средств, конфискованных у дельцов наркобизнеса.

6. Повышение уровня технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

7. Привлечение государственными структурами к участию в антинаркотическом движении всех здоровых сил общества, их общественных организаций, трудовых коллективов и родительских объединений.

8. Организацию широкой и последовательной антинаркотической пропаганды во всех средствах массовой информации.

9. Принятие мер не только по расширению сокращения специализированных медицинских учреждений с тем, чтобы оказать как можно большему числу лиц, попавших в наркозависимость, квалифицированной медицинской помощи. На фоне обострения наркоситуации, роста числа потребляющих наркотики и одновременно все большего количества желающих избавиться от наркозависимости ежегодно снижается возможность получения медицинской помощи нуждающимся в ней. За последние годы число наркологических диспансеров в стране сократилось на 30 процентов, койко-мест на 60, а врачей-наркологов – 25 процентов. Недостаточными темпами осуществляется открытие реабилитационных центров для наркозависимых.

10. Принятие общероссийской медицинской антинаркотической программы, предусматривающей обеспечение контроля за функционированием предпринимательских структур, занимающихся лечением наркоманов и алкоголиков.

11. Внесение поправок, в частности в такие законы как " О средствах массовой информации", " О рекламе", " О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции" и другие с целью пресечения и предупреждения пропаганды потребления наркотических средств.

12. Организация системы постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анищенко В.Н. Хабибулин А.Г. Криминальные угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов: экономико-правовой анализ: Монография / Анищенко В.Н., Хабибулин А.Г. – М.: Из-во Московского университета (МГУ), 2014.

2. Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.

3. Антоненко В. Представители государства в управлении предприятиями / Экономист, 2000, №4.

4. Булатов А. Вывоз капитала из России: Вопросы регулирования / Вопросы экономики, 1998, №3.

5. Гаухман Л.Д., Максимов СВ. Преступления в сфере экономической деятельности. - М.: ЮрИнфоР, 1998.

6. Кормишкина Л.А., Лизина О.М. Теневая Экономика (институциональный подход) / Учебное пособие для вузов. – Саранск, изд-во Моровского университета, 2009.

7. Купрещенко Н.П. Теневая экономика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

8. Кучеров И.И. Налоги и криминал: Историко-правовой анализ. - М., 2000.

9. Лагов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. / nstitutiones.com/general/1861-tenevaya-ekonomika-lagov.html

10. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики, 1999, №6.

11. Попов В.И. Рецидив и организованная преступность. - М.: МИ МВД России, 1998.

12. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» / Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228

13. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист, 2000, №4.

14. Шаталов А., Вакасян А. Фальсификация, подделка, подлог. - М.: МГА РАЗУМ, 1999.

15. Эллерман Д. Ваучерная приватизация как инструмент холодной войны//Вопросы экономики, 1999, №8.

16. Яковлева А., Воронцова О. Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота: По данным обследований московских торговых фирм //Вопросы экономики, 1997, №9.


[1] В ред. Приказа Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975.

[2] См., например: Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы. / Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шестюка. – М.: 2002.

[3] Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» / " Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 769, " Российская газета", N 103, 06.05.1992.

[4] Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ " О безопасности" // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 2.

[5] См. работы: Ю.И. Дерюгина, В.М. Манилова, С.В. Степашина, В.И. Митрохина, Г.В. Осипова, В.С. Пирумова, А.А. Прохожева, Л.И. Шершнева и др.

[6] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета № 88 от 19.05.2009 г.

[7] Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2006.

[8] Первый толковый большой энциклопедический словарь. – Санкт-Петербург, М.: «Рипол-Норинт», 2006.

[9] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета №88 от 19.05.2009 г.

[10] (См., например: Первый толковый большой энциклопедический словарь. – Санкт-Петербург, М.: «Рипол-Норинт», 2006.), иными словами, угроза – еще не реализовавшаяся опасность или условия, способствующие возникновению опасности.

[11] См., например: Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. - М.: АЭБ МВД России, 2008.

[12] Здесь имеется в виду ущерб, величина которого является недопустимой для устойчивого функционирования объекта безопасности.

 

[13] Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. - С. 7.

[14] См. там же: - С. 7.

[15] Теневая экономика. Центр " Модернизация" /: https://www.park.ru/newsarchive/gilbo/

[16] Такую оценку привел министр финансов А. Силуанов в интервью радиостанции " Эхо Москвы": https://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml

[17] https://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml

[18] Там же.

[19] О научно-обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях: монография / [Городецкий А.Е., Анищенко В.Н., А.Г. Хабибулин и др.]; под ред. д.ю.н., проф., А.Г. Хабибулина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

[20] О научно-обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности: монография / [Городецкий А.Е., Анищенко В.Н., А.Г. Хабибулин и др.]; под ред. д.ю.н., проф., А.Г. Хабибулина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

[21] А. Силуанов.

[22] Материалы итоговой Коллегии МВД России, 2014 г.

[23] Там же.

[24] Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.07.2012) /" Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954, " Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

[25] См., например: Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. М., 2008.

[26] Брайсон А., Хо Ю-Ши «Прикладная теория оптимального управления. / Пер. с англ. Под ред. Летова А.М. – М.: Мир, 1972. -544 с.; Аоки М. Оптимизация стохастических систем. / Пер. с англ. Под ред. Цыпкина Я.З. – М.: Наука, 1971. – 424 с.

[27] Первый толковый Большой энциклопедический словарь. / Главный ред. изд-ва Снарская С.М. – М., С.-Пб.: «Ринол-Петербург», 2006. – см.: С.- 2079, экономика - статья 1.

[28] https://socis.isras.ru

[29] По данным проводимых социологических исследований (https://socis.isras.ru)

[30] Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экономическая наука современной России. 2004. №2.

[31]Данные Центрального Банка РФ по трансграничным операциям физических лиц (https://www.cbr.ru/statistics/CrossBorder/print.asp? file=C-b_trans.htm)

[32]Данные Центрального Банка РФ по трансграничным операциям физических лиц (https://www.cbr.ru/statistics/CrossBorder/print.asp? file=C-b_trans.htm)

[33] Агафонов В.А. Стратегическое управление и экономическая безопасность: Монография. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006.

[34] Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ " О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 29.11.2012, " Российская газета", N 278, 03.12.2012, " Собрание законодательства РФ", 03.12.2012, N 49, ст. 6752, " Парламентская газета", N 42, 07-13.12.2012.

[35] Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 " О банках и банковской деятельности" / " Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492, " Российская газета", N 27, 10.02.1996.

[36] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" / " Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002, " Российская газета", N 127, 13.07.2002, " Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

[37] Малкина М.Ю. Монетарные и немонетарные факторы инфляционного процесса в переходной российской экономике. Автореферат СПб., 2000. С. 29.

[38] Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. М.: Инфра М, 2005. С. 100.

[39] Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ " О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" / " Российская газета", N 261, 27.12.2003, " Собрание законодательства РФ", 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029, " Парламентская газета", N 242-243, 31.12.2003.

[40] Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ " О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" / " Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3232, " Российская газета", N 170, 11.08.2004.

[41] П. 4 статьи 159.1 УК России: в части преступлений «совершенных организованной группой либо в особо крупном размере». «Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статьях 159.3, 159.4, 159.5, 159.6 настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - шесть миллионов рублей».

[42] Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ " О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 29.11.2012, " Российская газета", N 278, 03.12.2012, " Собрание законодательства РФ", 03.12.2012, N 49, ст. 6752, " Парламентская газета", N 42, 07-13.12.2012.

[43] Розмаинский И.В. Криминализация экономики М.: Наука. 1998. С. 59.

[44] Данные представлены УФНС по городу Москве / https://www.r77.nalog.ru/.

[45] Аналитические материалы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям (ныне – подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции) органов внутренних дел Российской Федерации 2007-2011 гг.

[46] В соответствии со сложившейся практикой рассмотрения уголовных дел в судах, перевод средств в «фирмы однодневки» квалифицируется как уклонение от уплаты налогов (Статья 199. «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК России).

[47] Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации «фирм – однодневок».

[48] Мещеряков С.Г. Приоритеные направления противодействия экономическим и налоговым преступлениям.//Вестник МВД России, №5, 2006.

[49] Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.- 112 с.

[50] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» / Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228

[51] Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М., 1997. – С. 501; Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. – М., 2000. – С. 25; Волженкин Б.В. Коррупция / Серия: современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. – СПб.: 1998. – С. 44.

[52] Шершнев Л.И. Путь из «болота всеобщей коррупции» / Информационный сборник «Безопасность». – М.: 2003. – № 3 – 4. – С. 64.

[53] Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.) / Под. ред. В.В. Лунеева [Corruption: political, economical, organizational and legal problems. Collected Materials of International Scientific Practical Conference (Moscow, 9-10 September 1999) / Ed. by V. Luneev]. – М.: Юрист, 2001. – С. 22.

[54] Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: 1997, стр. 17.

[55] По материалам http: www.indem.ru.

[56] Экономическая безопасность России: Тенденция, методология, организация / Колл. авторов под рук. В.К. Сенчагова.Кн. Третья. – М.: Институт экономики РАН, 2002. С. 99.

[57] Юлин Б.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Учебное пособие. – М., АЭБ МВД России, 2005. – С. 12.

[58] Аналитический отчет о состоянии преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2013 г (https://www.mvd.ru/stats/)

[59] Глинкина С.П. К вопросу о выборе стратегии экономических реформ и характере российской коррупции // Теневая экономика и политическая коррупция в обществах переходного типа (афро-азиатские страны и Россия). Вып. 1. М., 2008.

[60] Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология (www.ecsos.msses.ru). 2003. Т. 4. №5.

[61]По данным официального сайта Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов https://www.rost.ru/

[62] В настоящее время затруднительно дать точную оценку стоимости реализации национальных проектов, так как с 2007 года консолидированные финансовые отчеты о ходе их реализации официально не публикуются.

[63] Программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы. https://www.rost.ru

[64] In the UK, the Family Expenditure Survey (FES) has been analysed (see Dilnot andMorris, 1981; Macafee, 1980; O'Higgins, 1981.

[65] Гутман П. Подпольная экономика. - М.: Экономика, 1977.

[66] См.: Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики. Постановление Госкомстата России № 7 от 31 января 1998 года.

[67] Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» / Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.

[68] Официальный сайт Росфинмониторинга: https://www.fedsfm.ru


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал