Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подсистемы права 1 страница
Современный период интенсивного развития системы права означает потребность посмотреть на нее с еще одной точки зрения. Социально-политическая и правовая раскрепощённость, освобождение от многих тоталитарных догм создали условия для развития права в регионах России. Появились правовые основания для рождения самостоятельных нормативных актов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. К наиболее значительным актам подобного рода относятся Конституции республик в составе РФ, уставы (положения) субъектов федерации местного самоуправления. С учетом предоставленных полномочий, местных условий и иных обстоятельств каждый субъект федерации имеет ту или иную степень обособленности и самостоятельности. На основании изложенного можно выделить в системе права подсистемы федерального права, права субъектов федерации и местного самоуправления (муниципального права). Критерии и основания деления права на отрасли: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права. Предмет отвечает на вопрос: что регулируется? Сфера трудовых отношений – отрасль трудового права Сфера семейно-брачных отношений – семейное право Метод правового регулирования – это юридический способ (сочетание юридических средств и приемов), при помощи которого осуществляется воздействие права на определенную сферу общественных отношений. Соглашение сторон, добровольность, договор – метод гражданского права Приказ, властное веление – метод административного права Метод правового регулирования определенной отрасли права складывается из комбинации пяти способов воздействия на общественные отношения: - обязаний; - запретов; - дозволений; - поощрений; - рекомендаций. Их сочетание и образует два основных (императивный и диспозитивный) и два дополнительных (поощрительный и рекомендательный) способа воздействия на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева). Императивный (властно-побудительный) способ – строго обязательный, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду других отраслей и характеризуется отношениями власти-подчинения между субъектами права. Юридическим фактором при возникновении правоотношений здесь выступает властное предписание (приказ руководителя предприятия, учреждения, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда и т.д.) Диспозитивный (автономный) способ допускает значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляет им возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. В наибольшей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется автономным (неподчиненным) положением участников правоотношений и договором, как источником возникновения этих отношений. Диспозитивные нормы обычно содержат слова: «если иное не предусмотрено законом», «если иное не предусмотрено соглашением сторон». Например, ч. 4 ст. 421 ГК РФ: «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». По мере развития рынка диспозитивный метод станет основным в регулировании экономических отношений. Поощрительный способ стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение путем различного рода поощрений. Этот способ характерен для трудового права и ряда других отраслей. Рекомендательный способ предлагает субъектам наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения (трудовое право). Несколько проще обозначает метод регулирования С.С. Алексеев, видя в нем юридический режим, «который во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания». К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям – уголовное право, к обязываниям – административное право. Необходимо изучить вопрос о классификации отраслей российского права. 1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное; процессуальные отрасли – гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное. Именно в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны, юридические средства регулирования. Материальные отрасли (институты, нормы) посвящены непосредственно правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу. Процессуальные отрасли (институты, нормы) – процессуальным, процедурным вопросам. 2. Специальные отрасли – где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. 3. Комплексные отрасли – для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право, воздушное право, военное право. В систему права Российской Федерации, во всяком случае, входят следующие отрасли права: - государственное (конституционное) право - это отрасль права, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан. Основными источниками государственного права как ведущей отрасли являются Конституция Российской Федерации, Конституции республик и другие конституционные законы; - административное право - это отрасль, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Нормы административного права содержаться в Конституции РФ, в Кодексе об административных правонарушениях, иных законах, а также в указах Президента, в постановлениях правительства, в приказах и инструкциях министерств, госкомитетов и решениях органов местного самоуправления; - финансовое право представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения по накоплению и распределению государственных финансов, предусматривают формирование государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов власти, республик, иных субъектов Федерации и органов местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его исполнением. Нормы финансового права содержатся в Конституции, законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента, постановлениях правительства и в других источниках; - земельное право - это отрасль права, нормы которого регулируют отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении в связи с их использованием и охраной. Земельные отношения регулируются земельным кодексом, иными законодательными актами, указами Президента, нормативными решениями правительства, органов власти республик, других субъектов Федерации; - гражданское право объединяет нормы, которые регулируют имущественные отношения, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями. Данные отношения регулируются Гражданским кодексом, Жилищным кодексом, законами Федерации о собственности, товарных биржах и биржевой торговле, залоге и другими; - трудовое право представляет собой систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности. Основными актами трудового права являются Кодекс законов о труде, законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты; - экологическое право регулирует общественные отношения в сфере освоения и использования окружающей среды. Нормы экологического права закрепляют права граждан на здоровую и благоприятную природную среду, устанавливают юридический механизм ее охраны. Основным актом экологического права является Закон об охране окружающей природной среды; - семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, основания и порядок его прекращения, права и обязанности супругов, родителей, детей, основания и порядок алиментирования и другие отношения. Ведущим источником семейного права является Семейный кодекс РФ. - уголовное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом; - уголовно-исполнительное право - это отрасль права, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказания. Основным источником этой отрасли является Уголовно-исполнительный кодекс; - уголовно-процессуальное право составляют нормы, регулирующие порядок производства по уголовным делам, то есть деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Источником уголовно-процессуального права является Уголовно-процессуальный кодекс; - гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства, вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также порядок исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений. Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. Обособленное место в системе права Российской Федерации занимает международное право. В то же время система отраслей находится в постоянном развитии и не является завершенной. Формирование понятия об основных отраслях российского права позволяет облегчить слушателям дальнейшее изучение отраслевых дисциплин в рамках юридического образования. При изучении категорий система права и система законодательства будущим юристам следует учитывать, что долгое время понятия система права и система законодательства отождествлялись. Последние три десятилетия большинство правоведов рассматривают систему законодательства в качестве самостоятельной категории. Под системой законодательства понимается совокупность законов и подзаконных актов, то есть внешняя форма выражения права. Система права в отличие от системы законодательства характеризует внутреннее строение права, содержание которого образуют отрасли права, институты, нормы и связи между ними. Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права. Частное право объединяет отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу личных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, международное частное право). Публичное право – это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, финансовое, валютное, экологическое и др.). Деление на частное и публичное право уходит корнями к римскому праву. Объективный характер такого деления связан с естественным различием частных интересов и интересов общества, государства. Материальное право – это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяет порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и др. Процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования. Норма права – понятие абстрактное – в этом заключается основная сложность изучения данной категории. Слушатели должны понять, что, в первую очередь, норма права является моделью поведения, которая устанавливается государством и как таковая определяет границы возможного и должного в конкретных взаимоотношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права. Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но вместе с тем имеют особые признаки, которые определяются неразрывной связью норм позитивного права с государством. Норма права – это: - общее правило поведения. Это означает, что государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам права: физическим, юридическим лицам и государственным органам. - обязательное правило поведения. Предписание, закрепленное нормой права, является властным велением. Надлежащее исполнение либо не соблюдение норм права влечет принятие мер государственного принуждения. - формально-определенное правило поведения. Правовые нормы формулируются в официальных документах в виде точных предписаний, чем обеспечивается их правильное понимание и реализация. - двустороннее правило поведения. Предписание, которое закрепляет норма, включает в себя права и обязанности участников правоотношения. Эти права и обязанности корреспондируются: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной. - системное правило поведения. Каждая норма права регулирует общественные отношения в единстве с другими нормами, то есть как элемент правовой системы, находящийся во взаимосвязи с другими элементами системы. В конечном итоге слушатели должны освоить понятие нормы права. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его принудительной силой и выступающее в качестве регулятора общественных отношений. Норма имеет определенную структуру. Вопрос о структуре нормы права является весьма важным с точки зрения понимания юридической техники. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Диспозиция - это часть нормы права, которая содержит правило поведения либо правовой запрет. Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия нарушения диспозиции. В теории права различают логическую и фактическую структуры правовой нормы. Обязательными элементами логической структуры правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза), субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)». Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни считают, что фактически норма права может состоять из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо - диспозиции и санкции. Другие полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение. По строению структурных элементов нормы права различают четыре разновидности гипотез, диспозиций и санкций: простые, сложные, альтернативные и альтернативно-сложные. Простые элементы норм права содержат одно обстоятельство (условие, правило, последствие). Сложные элементы содержат сумму обстоятельств, совокупность которых приводит к реализации норм. Альтернативные элементы норм права содержат несколько обстоятельств, наступление одного из которых обеспечивает реализацию нормы. Альтернативно-сложные элементы норм права включают в себя одновременно сложные и альтернативные обстоятельства, которые являются условиями (правилами, мерами), в соответствии с которыми приводится в действие норма. Немаловажное значение в рамках изучения теории государства и права отводится изучению классификации правовых норм. Слушатели должны освоить основные классификации. Классификация норм права производится по различным основаниям: - по предмету правового регулирования (отраслям) различаются: государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-правовые нормы и нормы других отраслей права; - по правовой природе делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей; - no характеру содержания выделяются: нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-правила. Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и задачи. Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов; - по способу воздействия на субъектов права нормы-правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. О возложении обязанностей сигнализируют такие слова, как «обязан», «должен». Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определенных действий. Запрет может выражаться в прямой форме словами: «запрещается», «не вправе», «не допускается». Управомочивающие нормы представляют субъектам определенные правомочия. На возможность совершения определенных действий указывают слова: «вправе», «имеет право», «может»; - по степени обязательности выделяют императивные и диапозитивные нормы. Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения; - по функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства зашиты прав и законных интересов от нарушений; - по кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они находятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и т.д.). Нормы права имеют неодинаковые формы и способы изложения, обусловленные спецификой отрасли права, законодательной техникой и другими обстоятельствами. Формой выражения норм права выступают статьи или части статей нормативных актов. Во многих случаях нормы права не совпадают с формами своего выражения: гипотезы, диспозиции, санкции с целью экономии законодательного материала излагаются в различных статьях нормативного акта, иногда – в статьях разных нормативных актов. В связи с этим различают три особенности (варианта) изложения правовых норм: первый предполагает совпадение нормы права и статьи закона, второй - несколько норм включены в одну статью, третий - одна норма изложена в нескольких статьях. По характеру изложения правовых норм в статьях принято различать прямой, отсылочный и бланкетный способы. Прямой способ изложения правовой нормы состоит в полном фиксировании правовой информации в статье нормативного акта. Использование такого способа не требует привлечения дополнительных источников для уяснения смысла правовой нормы. Отсылочный способ заключается в неполном изложении правовой информации в статье нормативного акта, однако при этом делается ссылка на конкретную статью. При бланкетном способе имеет место неполное изложение правовой информации в статье закона, которое требует привлечения дополнительных источников, не указанных в статье. Для различных отраслей права используются и специфические способы изложения норм права в статье нормативно-правового акта. Специфику изложения слушатели должны учитывать, изучая нормативно-правовые акты всех уровней.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие системы права. 2. Из каких элементов состоит система права? 3. По каким критериям разграничиваются отрасли права? 4. Что понимается под предметом правового регулирования? 5. Что такое «метод правового регулирования»? 6. Дайте определение нормы права. 7. Какими специфическими признаками характеризуется норма права? 8. Раскройте содержание основных структурных элементов правовых норм? 9. Назовите и раскройте содержание основных форм изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. 10. Перечислите виды правовых норм. 11. Какие признаки лежат в основе классификации правовых норм?
Тема 12. Источники права. Основные правовые системы (правовые семьи).
Вопросы: Понятие источника права в материальном, идеологическом и юридическом смыслах. Виды источником права. Критерии классификации правовых систем. Юридическая компаративистика. Основные правовые системы (семьи) современности: англосаксонская, романо-германская (континентальная), мусульманская, семья традиционного права.
Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Ст. 23 //Собрание законодательства РФ. 1997, №51, ст. 5712. 3. Указ Президента РФ от 23.06.1992 г. №658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, №26, ст. 1510. 4. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства». Общеправовой классификатор отраслей законодательства. //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993, №51, ст. 4936. 5. Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. №1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов». //Собрание законодательства РФ. 1995, №48, ст. 4660. 6. Общеправовой классификатор отраслей законодательства. //Собрание законодательства РФ. 1995, № 1, ст. 46. 7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». // Собрание законодательства РФ. 1997, №33, ст. 3895.
Литература 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 48-50; 53-73.. 2. Бахрах Д.Н. Действие правовых норм во времени. //Советское государство и право. 1991, № 12, с. 15-19. 3. Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права. //Государство и право, 1995, №3, с. 13-21. 4. Бельский К.С. О системе административного права. //Государство и право. 1998, №3, с. 5-11. 5. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства. //Государство и право. 1998, №2, с. 22-27. 6. Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права. //Государство и право. 1995, №2, с. 14-21. 7. Гребенников В.В., Васецкий Н.А., Полуян Л.Я. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики (аналитический обзор). //Государство и право. 1998, №9, с. 91-97. 8. Жажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. //Государство и право. 1996, №11, с. 92-98. 9. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: краткий аналитический обзор. //Государство и право. 1996, №11, с. 98-104. 10. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы. //Государство и право. 1992, №10, с. 3-26; №11 с. 3-29. 11. Зивс С.Л. Источники права. - М.: Наука, 1981. 12. Клеонова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве. //Государство и право. 1997, №1, с. 54-59. 13. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1997, с. 42-45. 14. Комаров С.Л. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. -М.: Юрайт, 1997, с. 257-271. 15. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Изд-во БЕК, 1994. с. 17-18; 19-23; 47-50; 224-229; 243-248; 268-271; 280-282; 289-290; 310-317; 318-329; 360-362. 16. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению. //Государство и право. 1997, №9, с. 12-20. 17. Лаптев В.В. О предпринимательском законодательстве. //Государство и право. 1995, №5, с. 48-56. 18. Маврин С.П., Хохлов Е.Б. О кодификации трудового законодательства России. //Государство и право. 1996, №6, с. 42-47. 19. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. //Государство и право. 1996, №6, с. 12-19. 20. Медведев A.M. Правовое регулирование действия закона во времени. //Государство и право. 1995, №3, с. 76-78. 21. Муромцев С. Определение и основное разделение права. - М., 1987. 22. Нерсесянц B.C. Право и закон. - М.: Наука, 1983. 23. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 18-22; 132-157; 231-250. 24. Общая теория права и государства: Учебник, Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994, с. 118-121. 25. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ. //Государство и право. 1994, №12, с. 27-36. 26. Поленина С.В. Федеративные договоры и структура законодательства России. //Государство и право. 1993, №1, с. 3-12. 27. Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М., 1995. 28. Сенякин И.Н. Проблемы специализации и унификации Российского законодательства. //Государство и право. 1993, №5, с. 20-27. 29. Сенякин И.Н. Специализация Российского законодательства. Проблемы теории и практики. - Саратов, 1993. 30. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 272-286. 31. Тихомиров Ю.А. Теория закона. -М.: Наука, 1982. 32. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г.//Государство и право. 1995, №7, с. 3-10.
Научно-методические рекомендации Студенты должны знать, что традиционно в юридической литературе под источником права понимают различные формы его внешнего выражения – формы права. Источниками права в юридическом смысле являются: – правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку народа и санкционированное государством; – правовой (судебный) прецедент – заключается в придании нормативного характера решению суда либо административного органа по конкретному делу; – правовая доктрина – компетентное суждение по правовым вопросам на которое ссылаются при обосновании судебного либо иного решения; – договор нормативного содержания – это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры являются источниками права в основном в области международных отношений; – нормативный акт – это правотворческий документ, принятый в строго определенном порядке компетентными органами государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений. В отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов) нормативный акт создает новые правовые нормы. Он является доминирующим источником права во всех правовых системах мира, Слушателям следует отграничивать понятие системы права и правовой системы (или правовой семьи). Правовая семья – это совокупность правовых систем, выделенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Традиционно выделяют следующие правовые системы: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, семью обычного права, социалистическую. Слушатели должны уметь давать характеристику каждой из правовых систем. Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
|