Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подсистемы права 5 страница
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом, т.е. в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления обществом. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. Принято выделять два метода правового регулирования. Метод децентрализированного (диспозитивного) регулирования построен на координации целей, интересов сторон в общественных отношениях и применяется в сфере отраслей частноправового характера. Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественных отношений. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях. В теории права выделяют три основных способа правового регулирования. Первый способ – дозволение – делегирование комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий. Второй способ – обязывание как предписание совершить какое-то действие. Третий способ – запрет, т.е. возложение обязанности воздержаться от определенных действий. В юридической литературе и в практике существуют две формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования. Первый тип правового регулирования – общедозволительный. Выражается формулой – дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. Запреты строго и четко сформулированы, а объем дозволения не определен. Второй тип правового регулирования – разрешительный. Выражается формулой - запрещено все, кроме прямо разрешенного. В законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы, категорически запрещено. Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Он включает в себя несколько стадий: Первая стадия правового регулирования – это когда создается и издается норма права, направленная на регламентацию определенных общественных отношений. На этой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Вторая стадия правового регулирования – происходит индивидуализация и конкретизация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Эта стадия активной работы элемента правового регулирования, который именуется правоотношением. Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). Право воздействует на общественные отношения с помощью механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Под строго инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования в соответствии с его стадиями выделяют три основных звена: - юридические нормы – основа, исходная база правового регулирования; - правовые отношения – переводят правовую энергию на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей; - акты реализации прав и обязанностей – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний правовых норм. В ряде случаев в механизм правового регулирования факультативно включается и четвертое звено – акты применения права – суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Знание типа, способа и метода правового регулирования позволяет слушателям объективно оценить возможности той или иной правовой системы и характер воздействия государства на общество. Особой абстракцией является категория правосознания. Слушателям следует уделить ей особое внимание, поскольку в рамках изучения данной темы возможно оценить отношение общества к праву. Правосознание - это форма общественного сознания, представляет собой систему знаний, оценок, настроений и чувств, выражающих отношение к праву, действующему законодательству и юридической практике По характеру субъектов правосознание может быть массовым, групповым, индивидуальным. Массовое правосознание отражает общественное мнение в отношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установках, поддерживаемых обществом. Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, характеризующих отношение личности к праву и правовым явлениям. Структурными компонентами правосознания являются правовая идеология (правовые взгляды, идеи, представления, концепции) и правовая психология (настроения, чувства, эмоции, переживания). Правосознание выполняет несколько основных функций: познавательную, оценочную и регулятивную. Наиболее важной функцией правосознания является регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений. Познавательная функция правосознания проявляется в качественном овладении правовыми знаниями, умениями и навыками. Оценочная функция правосознания проявляется в определенном отношении к праву. Прогностическая функция правосознания заключается в умении предвидеть результаты правотворческой, правоприменительной, научной, правомерной и неправомерной деятельности. В зависимости от уровня выделяют три вида правосознания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридическое) и доктриальное (научное). Наиболее глубоким является обыденное правосознание. Правовые шания на этом уровне не ограничены личным опытом и житейскими устремлениями. Доктринальное правосознание имеет концептуальный характер. Его содержание составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. Профессиональное правосознание включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно реализовывать правовые нормы и качественно применить правовые навыки. Слушатели-юристы должны понимать содержание и значение законности в механизме государственного регулирования. Исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать законы, причем данное требование было адресовано только населению. Затем идея законности распространяется не только на граждан, но и на государственный аппарат: требование соблюдать законы предъявляется самой власти. Законность рассматривается как противовес произволу властей. Как правовой феномен законность составляет основу демократии. Законность служит утверждению демократии: охраняет демократические права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества. В широком смысле законность понимается как господство закона в общественной жизни, т.е. как правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле понимается как принцип деятельности государственных органов. Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права. Подлинную законность характеризуют два признака: наличие нормативной основы и всеобщность законности. Нормативной основой законности являются правовые законы, т.е. нормативные акты, которые выражают и охраняют интересы всего населения, а не отдельных социальных групп. Всеобщность как важнейший признак законности означает, что строгое и неуклонное соблюдение правовых предписаний является общим принципом деятельности всех государственных органов, объединений граждан, а также частных лиц. Законность – это реально действующая и неуклонная осуществляемая всеми субъектами права система правового законодательства. Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Под требованиями законности понимаются принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. Традиционно к требованиям законности относят: - верховенство закона. Это требование означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основными регуляторами общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными, то есть принимаются на основе и во исполнение законов. - единство законности. Это требование означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства с учетом установленных Конституцией РФ предметов ведения федерации и ее субъектов. - всеобщность законности. Это требование означает равенство всех перед законом независимо от должностного положения, благосостояния, пола, возраста, национальности и вероисповедания. - единство законности и целесообразности. Это требование означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительном следовании законам; - неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые законы и правовую культуру. Законы создают нормативную базу законности, правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации; - неотвратимость ответственности как требование законности означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания; - контроль над реализацией законов. Реализация этого требования проявляется в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора. Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге, необходимы определенные гарантии. Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и ч д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Соблюдение всеми субъектами права законов неизбежно должно привести к такому состоянию общества, которое называется правопорядок. Правопорядок – понятие, вытекающее из понятия законности. Он соотносится с двумя явлениями: с общественным порядком и законностью. Общественный порядок представляет собой систему общественных отношений, которая складывается под воздействием всех социальных норм: обычаев, традиций, морали, религиозных установок, корпоративных предписаний и правовых норм. Правопорядок – это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. Правопорядок в узком смысле рассматривается как порядок в общественных местах. Подобное понимание правопорядка связано с охраной общественного порядка правовыми средствами и служит практической цели поддержания порядка в публичных местах. В широком смысле правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Как таковой правопорядок выступает в виде упорядоченной системы всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других правовых связей. Вместе с тем правопорядок и законность - не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Незаконные методы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат юридической природе правопорядка как порядка законного. Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует, его место занимает законопорядок – суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. В этом смысле правовой порядок представляет собой систему отношений, при которой существует признание личности государством и признание личностью предписаний государства в качестве правовых установлений, которые подлежат реализации.
Вопросы для самоконтроля Как соотносятся правовое воздействие и правовое регулирование? Охарактеризуйте цели правового регулирования. В каком соотношении находятся между собой методы, способы и типы правового регулирования? Раскройте содержание и значение каждой стадии правового регулирования, Раскройте понятие механизма правового регулирования. Что такое правосознание? В чем его специфика по сравнению с другими формами общественного сознания. Дайте краткую характеристику основных элементов структуры правосознания. Раскройте роль правосознания и правовой культуры в общественной жизни. Изложите Ваше понимание законности. Дайте характеристику основным принципам законности. Перечислите общие и специальные гарантии законности. Охарактеризуйте значение законности в жизни современного общества.
|