![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подсистемы права 4 страница
Дееспособность – это способность самостоятельно (своими силами) осуществлять права и обязанности. Дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Деликтоспособность представляет собой способность нести ответственность за правонарушения (деликт). Деликтоспособность, как и дееспособность, зависит от возраста и состояния психического здоровья. Содержание правоотношения образуют права и обязанности субъектов. Право именуется субъективным по принадлежности субъекту правоотношения. Субъект по своему усмотрению может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от него. Обязанность называется юридической, так как предусмотрена юридической нормой и подлежит безусловному выполнению. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения упра-вомоченного лица. Субъективное право включает в себя три правомочия: - возможность совершать действия, предусмотренные нормами права; - возможность предъявить требования обязанному лицу; - возможность обратиться за защитой нарушенных прав в соответствующие правоохранительные органы. Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного лица, которая соответствует субъективному праву другой стороны. Обязанность может иметь разный характер: активный, пассивный, негативный. Активная обязанность включает в себя совершение определенных действий. Пассивная обязанность состоит в воздержании от определенных действий (запрет). Негативная обязанность предполагает ответственность за допущенные нарушения и состоит в претерпевании неблагоприятных последствий. Объект правоотношения – это то, по поводу или ради чего субъекты вступают в правовую связь. Согласно монистической теории, единственным объектом правоотношения является человеческое поведение. Плюралистическая теория признает объектами правоотношений: - вещи: средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.п.; - продукты творчества: произведения искусства, литературы, живописи, кино; - результаты поведения участников правоотношения: доставка груза, перевозка пассажиров, выполнение договоров подряда и т.п.; - поведение участников правоотношения, например, поведение условно осужденных лиц во время испытательного срока либо лиц, находящихся под гласным административным надзором; - личные неимущественные блага: жизнь, здоровье, достоинство, честь и др. Указанные ценности охраняются нормами государственного, уголовного и гражданского права. Правоотношения многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям: - по предмету правового регулирования различают отраслевые виды правоотношений: конституционные, административные, гражданские, уголов-но-правовые и т.д. Среди правоотношений выделяют: материально-правовые и процессуальные отношения. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права, их содержание образуют права и обязанности субъектов. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм, которые предусматривают порядок осуществления и защиты прав и обязанностей; - по степени определенности различают абсолютные и относительные правоотношения. В относительных правоотношениях все участники точно определены. В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо -носитель субъективного права. Все остальные субъекты обязаны воздержаться от нарушения этого права; - по социальной функции различают регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные связаны с реализацией прав и обязанностей. Охранительные отношения связаны с восстановлением нарушенных прав и невыполнением обязанностей; - по характеру распределения прав и обязанностей правоотношения можно классифицировать на простые и сложные. В простых отношениях один субъект имеет право, другой несет обязанность. В сложных отношениях у каждой из сторон имеются права и обязанности. В зависимости от продолжительности существования различают разовые и длящиеся правоотношения. Изучив понятие нормы права, слушатели должны усвоить, что нормы права сами по себе правоотношений не создают. Их существование зависит от юридических фактов. Юридическими фактами называют обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. Юридические факты классифицируются по различным основаниям. В зависимости от последствий факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие факты вызывают возникновение прав и обязанностей. Правоизменяющие факты влекут изменение правоотношений. Правопрекращающие факты прекращают права и обязанности. По волевому критерию юридические факты делятся на события и деяния. Юридически значимые события - это факты, которые не зависят от воли людей (рождение, смерть, достижение совершеннолетия, истечение сроков исковой давности, стихийные бедствия). Юридически значимые деяния представляют собой сознательно-волевые действия, с которыми закон связывает правовые последствия. В зависимости от соответствия закону действия делятся на правомерные (законопослушные) и неправомерные (противозаконные). Правомерные действия – это деяния, которые согласуются с предписаниями норм права. Неправомерные действия – это формы поведения (преступления и проступки), которые являются правонарушениями. С ними закон связывает наступление юридической ответственности. Наряду с неправомерными действиями выделяют общественно опасные деяния невменяемых лиц. Эти действия следует рассматривать как аномальные действия, которые в соответствии с законом исключают уголовную ответственность, но вместе с тем в необходимых случаях влекут применение принудительных мер медицинского характера. Правомерные действия в свою очередь делятся на индивидуальные юридические акты и проступки. Юридические проступки – это действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности сторон возникают в силу закона Под юридическими актами понимаются формы поведения, направленные на достижение определенных правовых последствий. В зависимости от круга обстоятельств, с которыми закон связывает правовые последствия, выделяют простые юридические факты (одиночные обстоятельства) и сложные юридические факты (совокупность обстоятельств). Сложный юридический факт или юридический состав представляет собой совокупность взаимосвязанных обстоятельств, наличие которых вызывает правовые последствия.
Вопросы для самоконтроля 1. Изложите Ваше понимание правоотношения и его отличительные признаки по сравнению с другими формами общественных отношений? 2. При наличии каких предпосылок возникают, изменяются и прекращаются правоотношения? 3. В чем состоит различие юридических действий и юридических событий? 4. Какие виды субъектов правоотношения Вам известны? 5. Раскройте понятие объекта правоотношения. 6. В чем состоит значение юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений. 7. По каким основаниям могут быть классифицированы различные виды правоотношений?
Тема 18. Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность.
Вопросы: 1. Правомерное поведение: понятие и виды. 2. 2.Понятие и признаки правонарушения. 3. 3.Юридический состав правонарушения. 4. 4.Виды правонарушений. 5. Понятие, основания и цели юридической ответственности. 6. Принципы юридической ответственности. 7. Виды юридической ответственности. 8. Юридический иммунитет: понятие и виды.
Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации. 2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. 3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая, ст. ст. 393-406. //Собрание законодательства РФ. 1994, №32, ст. 3301. 4. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая, ст. ст. 505, 571, 588, 670, 723, 714, 761, 793-796, 800, 827, 856, 866, 993, 998, 1022, 1034, 1053, 3047, 1068-1070, 1073-1080. //Собрание законодательства РФ. 1996, №5, ст. 410. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. ст. 19; 22-23; 87. //Собрание законодательства РФ. 1996, №25, ст. 2954. 6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст. 102. //Собрание законодательства РФ. 1997, №2, ст. 188.
Литература 1. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. - М.: Юрид. лит., 1990. 2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 101. 3. Богданов Е.В, Сущность и ответственность юридического лица. //Государство и право. 1997, № 10, с. 97-101. 4. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). - М.: Юрид. лит., 1976. 5. Гражданско-правовая ответственность. //Гражданское право. Учебник. Часть 1. (Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого). - М.: «Проспект», 1997, с. 524-522. 6. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социалистический и юридический аспекты). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 7. Жарков Д.Ф. Об имущественной ответственности лиц, совершивших нотариальные действия. //Государство и право. 1996, №3, с. 92-99. 8. Иванов Н.Г. Уголовная ответственность лиц с аномалиями психики. //Государство и право. 1997, №3, с. 72-79. 9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. //Государство и право. 1997, №10, с. 39-44. 10. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1997, с. 56-57. 11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 337-362. 12. Комментарии к Конституции Российской Федерации. - М.: Изд-во ВЕК, 1994, с. 9-14; 17-19; 53-61; 64-67; 147-149; 156-162; 169-174. 13. Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона. //Государство и право. 1993, №6, с. 46-56. 14. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 15. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления; в чем различие? //Государство и право. 1996, №3, с. 83-92. 16. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М.: Юрид. лит., 1985. 17. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности. //Государство и право. 1994, №6, с. 23-32. 18. Мелещников Л.В. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушение. //Государство и право. 1992, №3, с. 95-104. 19. Нарышева Н.Г. Понятие и сущность таксовой ответственности за нарушение законодательства о природных ресурсах. //Государство и право. 1997, №10, с. 39-44. 20. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 580-620. 21. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. -М.: Юрист, 1994, с. 197-209- 22. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 398-435. 23. Филимонов В.Д. О введении в законе оснований и пределов уголовной и административной ответственности. //Государство и право. 1993, №12, с. 65-72. 24. Шон Д.Т. Конституционная ответственность. //Государство и право. 1995, №7, с. 35-43.
Научно-методические рекомендации Слушателям следует знать и усвоить основные категории, касающиеся правомерного поведения и правонарушений, а также возложения юридической ответственности. Правомерное поведение – это массовое по масштабам социально полезное, осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством. Сущность правомерного поведения состоит в его общезначимости и полезности. В структуре правомерного поведения выделяют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона поведения индивида характеризуется физическими действиями (бездействием) и последствиями этих действий. Правомерность объективной стороны поведения определяется внешним соответствием поступков правовым предписаниям. Субъективная сторона деятельности индивида представляет собой отношение к своим действиям и их последствиям. Субъективная сторона правомерного поведения характеризуется внутренней согласованностью положительных намерений, целей и мотивов с правовыми предписаниями. Закон связывает способность к правовому поведению с возможностью действовать осознанно и волимо, и тем самым согласовывать свои действия с правовыми нормами. Социальный и юридический антипод правомерного поведения - правонарушение. Их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение – это общественно опасное противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное виновно, то есть умышленно либо по неосторожности, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Правонарушение характеризуют четыре признака: общественная вредность, противоправность, виновность, наказуемость. Общественная вредность (опасность) – это социологический признак правонарушения, который заключается в причинении вреда (либо создании угрозы причинения) законным интересам личности, государства и общества в целом. Общественная вредность имеет два показателя: характер общественной вредности (качественный признак) и степень общественной вредности (количественный признак). Следует помнить, что характер общественной вредности в первую очередь зависит от ценности объекта посягательства, а степень общественной вредности определяется размером причиненного ущерба. Противоправность – нормативный признак правонарушения, который закрепляет запрещенность общественно опасных деяний. Это означает, что правонарушениями признаются только те общественно опасные деяния, которые прямо предусмотрены нормами права. Виновность – это субъективный признак правонарушения, который выражает внутреннее отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности. В соответствии с принципом виновности правонарушением признается противоправное деяние, совершенное виновно, то есть осознанно и волимо. Соответственно не являются правонарушениями деяния недееспособных и невменяемых лиц, то есть лиц, не способных действовать виновно. В тех случаях, когда лицо не предвидит наступления общественно опасных последствий, не должно было и не могло их предвидеть, имеет место казус или случай без вины. Наказуемость – это признак правонарушения, который выражает его отрицательную государственную оценку как деяние опасного, противоправного и виновного. Правонарушение как порицаемое поведение представляет собой деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность в виде уголовного наказания либо взыскание дисциплинарного, административного или имущественного характера. В силу формальной определенности права его нормы четко закрепляют не только само правило поведения (необходимого либо запрещенного), но и иные факторы, позволяющие характеризовать деяние как правонарушение. Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения. Он включает в себя субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону правонарушения. Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация. Объектом правонарушения выступают общественные отношения. В тех случаях, когда посягательства на объект правонарушения осуществляются путем воздействия на материальные ценности, наряду с объектом выделяют предмет правонарушения. Объект и субъект правонарушения четко закреплен в правовой норме. Объективная сторона правонарушения – это внешняя сторона посягательства. Обязательными элементами объективной стороны являются: общественно опасное деяние в форме действия или бездействия, общественно опасные последствия и причинная связь между ними. Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны могут быть место, время, орудия, способ и обстановка совершения правонарушения. Субъективная сторона правонарушения – это внутренняя (психологическая) сторона посягательства. Обязательным признаком субъективной стороны является вина. В ряде случаев факультативными элементами могут быть мотив и цель правонарушения. Вина - это психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Мотив – это побуждение, которым руководствуется субъект во время совершения правонарушения. Цель – это представление субъекта о результате правонарушения. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. В свою очередь умысел делится на два вида: прямой и косвенный. Неосторожность также делится на два вида: самонадеянность и небрежность. Законодательная конструкция вины включает в себя интеллектуальный и волевой элементы. Интеллектуальный элемент умысла характеризуют два признака: сознание общественно опасного характера совершаемого деяния и предвидение наступления общественно опасных последствий. Волевой элемент умысла характеризуется отношением субъекта к последствиям совершаемого деяния. Прямой и косвенный умысел, совпадают по интеллектуальным признакам: лицо сознает общественно опасный характер своего деяния и, предвидит наступление общественно опасных последствий. Различие проводится по волевому признаку: при прямом умысле лицо желает наступления общественно опасных последствий, при косвенном умысле сознательно допускает их наступление. Интеллектуальный признак неосторожности в случае самонадеянности характеризуется как предвидение возможности наступления общественно опасных последствий (позитивный признак). В случае небрежности имеет место непредвидение возможности наступления общественно опасных последствий (негативный признак). Волевой признак самонадеянности характеризуется легкомысленным расчетом на предотвращение опасных последствий. Однако, расчет оказывается неоправданным и опасные последствия наступают. Волевой признак небрежности характеризуется пренебрежительным отношением субъекта к своим обязанностям. Законодатель указывает, что лицо «должно было» (объективный критерий) и «могло» (субъективный критерий) предвидеть возможность наступления общественно опасных деяний. Несмотря на долженствование и возможность предвидения опасных последствий субъект проявляет небрежность, в результате чего общественно опасные последствия наступают. Правонарушения весьма разнообразны. Выделяют следующие виды правонарушений. По степени общественной опасности правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления – это общественно опасные уголовно-наказуемые деяния. В зависимости от характера причиненного вреда среди проступков различают: дисциплинарные проступки, административные проступки и гражданские правонарушения – деликты. Дисциплинарные проступки – это проступки, которые совершаются в сфере служебных отношений, посягают на обязательный порядок деятельности организаций, предприятий и учреждений, ослабляют трудовую, служебную, воинскую или учебную дисциплину. Административный проступок – это правонарушение, которое посягает на установленный порядок управления и наказывается мерами административного взыскания. Гражданские правонарушения – деликты – это нарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, предусмотренные гражданским законодательством. Юридическая ответственность – это правовое отношение, в котором государство дает отрицательную правовую оценку правонарушителю и подвергает его принудительному воздействию в рамках закона. Слушателям следует знать, что теория права особо выделяет два типа социальной ответственности: ретроспективную и позитивную (перспективную). Ретроспективная ответственность имеет место в том случае, когда субъект несет ответственность за противоправное деяние, которое совершил в прошлом. По существу все виды юридической ответственности имеют ретроспективный характер, так как ответственность наступает за содеянное, а не за намерение совершить противоправный поступок. Позитивная (перспективная) ответственность характеризуется ответственным поведением, которое предполагает не только следование социальным нормам, но и полезную социальную активность. Обычно определенные трудности возникают у слушателей в связи с освоением данного вида ответственности. Цели юридической ответственности – это конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обуславливают существование регулятивной и охранительной функций права. Поскольку юридическая ответственность «участвует» в реализации охранительной функции, то и ее цель в общей форме можно определить как охрану общественного строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель – наказание виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного принуждения, преследует еще одну цель – предупреждение совершения правонарушений впредь. Кроме того, существуют и чисто правовые цели юридической ответственности, которые служат средством обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования путем обеспечения реализации субъектами правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей, являются важнейшей гарантией законности. Указанные цели юридической ответственности определяют ее функции. Главная среди них – штрафная, карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего, это наказание правонарушителя. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию. При этом наказание направлено на воспитание нарушителя, т.е. юридическая ответственность имеет также воспитательную функцию. В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены на то, чтобы восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Юридическая ответственность выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества. В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания. Основания ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их – ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава. Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определена. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку: - уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом; - административная ответственность наступает за совершением административных проступков; - гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта; - дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков; - материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Данная классификация обычно легко усваивается и воспроизводится слушателями.
Вопросы для самоконтроля 1. Почему правонарушение выражается только в действии или бездействии? 2. Что означает виновное поведение. В чем оно выражается? 3. Виды правонарушений. 4. Понятие и признаки юридической ответственности. 5. Виды юридической ответственности и их соотношение с видами правонарушений. 6. Юридический состав правонарушения. 7. Основания юридической ответственности.
Тема 19. Механизм правового регулирования: понятие и структура.
Вопросы: 1. Понятие и составляющие механизма правового регулирования. 2. Понятие и принципы законности. 3. Правовое сознание и правовая культура как юридические средства механизма правового регулирования. 4. Правосознание, его структура и типы. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Ст.ст, 15, 46, 55, 118, 125, 126, 127, 129. 2. Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994, №13, ст. 1447. 3. Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1997, №1, ст. 1. 4. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1997, №1, ст. 1. 5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. //Собрание законодательства РФ. 1994, №8, ст. 801. 6. Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». //Собрание законодательства РФ. 1995, №51, ст. 4970. 7. Федеральный закон от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ. 1995, №47, ст. 4472. 8. Уголовно-исполнительный кодекс РФ ст.ст. 8, 15, 19-24. //Собрание законодательства РФ. 1997, №21, ст.ст. 198, 199. 9. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. //Собрание законодательства РФ. 1996, №22, ст. 2663; 1997, №20, ст. 2242; 1998, №33, ст. 3967. 10. Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. №1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов». //Собрание законодательства РФ. 1995, №48, ст. 4660. 11. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. №810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». //Собрание законодательства РФ. 1996, №24, ст. 2868. 12. Приказ МВД России от 2 августа 1996 г. №426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в ОВД и ВВ МВД».
Литература 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1996, с. 76-79. 2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М., 1989. 3. Власенко Н.А. Основы законодательной техники. - Иркутск, 1995. 4. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М,, 1972. 5. Зовадская Л.Н. Механизм регулирования права. - М., 1992. 6. Кашанина Т.Л. Соотношение централизованного правового регулирования.//Правоведение. 1991, №4. 7. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1997, с. 60-61. 8. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Юрайт, 1997, с. 378-399. 9. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование (Общетеоретический аспект). //Государство и право. 1993, №7, с. 127-135. 10. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998, с. 434-454. 11. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. - М., 1995. 12. Пустогаров В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование. //Государство и право. 1994, №7, с. 131-138. 13. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, 1998, с. 256-271.
Научно-методические рекомендации Без правового регулирования невозможна жизнь современного общества. У юриста должно сформироваться осознание необходимости такого правового регулирования. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений:
|