Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика России в XVII веке 4 страница






Особенно значительным было влияние русской культуры на болгар и сербов, находившихся под турецким игом. Приезжие болгары и сербы увозили с собой на родину большое количество книг, напечатанных в Москве и Киеве. Открытие первой типографии в Яссах (Молдавия) в 1640 г. произошло с помощью киевского митрополита Петра Могилы. Связи с русским и украинским народами имели громадное значение для борьбы народов Балканского полуострова против турецкого гнета.

В XVII столетии усиливаются и связи России с народами Закавказья. Грузинские и армянские колонии существовали в Москве и оставили о себе память в названиях улиц (Малые и Большие Грузины, Армянский переулок). Кахетинский царь Теймураз лично приезжал в Москву и просил о поддержке против иранского шаха (1658 г.). Многочисленная армянская колония находилась в Астрахани, являвшейся центром русской торговли с восточными странами. В 1667 г. был подписан договор царского правительства с армянской торговой компанией на торговлю иранским шелком. Глава армянской церкви, католикос, обращался к царю Алексею с просьбой о защите армян от насилий иранских властей. Народы Грузии и Армении все теснее связывались с Россией в своей борьбе против иранских и турецких поработителей.

Оживленные торговые связи существовали у России и с народами Азербайджана и Дагестана. В Шемахе находилась русская купеческая колония. Сведения о восточных областях Кавказа, в особенности о городах Азербайджана, содержатся в «хождениях» русских людей XVII в., из которых особенно интересны записки купца Ф. А. Котова.

Расширялись связи и с далекой Индией. В Астрахани возникли поселения индийских купцов, торговавших с Россией. Царское правительство в течение XVII в. несколько раз направляло свои посольства в Индию.

27) Великие географические открытия, развитие экономических связей между государствами, появление и распространение книгопечатания приблизили народы и страны друг к другу.

Сближение это не было дружественным и добровольным. Первостепенную роль в нем играла Европа, которая к XVII веку ушла вперед в социально-экономическом развитии по большинству параметров от стран Азии, Африки и Америки.

Мощным стимулом экономического развития европейских держав была их колониальная политика. Центральная и большая часть

Южной Америки еще с XVI века находились под властью Испании и

Португалии.

В 1607 году с основания купцами Лондонской торговой компании колонии Виргиния началось завоевание англичанами Атлантического побережья Северной Америки. Вскоре там уже было образовано 13 английских колоний. В основе территориального расширения европейских колоний лежит захват индейских земель, истребление и вытеснение индейцев в отдаленные районы, что в конечном итоге привело к гибели древнейших американских цивилизаций.

Вторжение европейцев нарушило самостоятельное развитие многих азиатских народов и государств.

В войнах второй половины XVII века Англии удалось одержать победу над Голландией, лишить ее преобладания на море, сосредоточить в своих руках значительную часть торговли у берегов

Индии и Индонезии.

Колониальная экспансия Европы в Южной Азии привела к тому, что страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея) взяли курс на строгую изоляцию от внешнего мира и недопущение иностранцев.

Так, в 20 – 30-е годы XVII века в Японии вышли законы, запрещающие все торговые, дипломатические и прочие отношения с европейскими странами, а также была ограничена торговля с Китаем, Северным Вьетнамом и Таиландом.

Политика самоизоляции содействовала сохранению традиционных порядков, а ограничение отношений с внешним миром не позволяло государствам Восточной Азии осваивать научные и технические достижения других народов, что способствовало отставанию этих стран, чем впоследствии воспользовались европейские колонизаторы.

Начатые в XV веке португальцами колониальные захваты Африки, в XVII веке были продолжены англичанами, французами и голландцами, которые закрепились на западном побережье. В

середине XVII века началась колонизация Южной Африки

голландцами, французами и германцами.

В глубинные районы Африканского материка европейцы еще не проникли. У племен и народов, проживавших там, долго сохранялись родоплеменные отношения. Для европейцев Африка стала местом добычи рабов, которых вывозили прежде всего в американские колонии, где чернокожие невольники продавались плантаторам с огромной выгодой для торговцев. Работорговля вызвала запустение целых районов Африки, привела в упадок культуру многих африканских племен, в конечном итоге затормозив развитие континента.

Постоянно растущее взаимодействие с колониями (работорговля, вывоз драгоценных металлов и сырья, неэквивалентная торговля с местным населением) стало к XVII веку одним из условий

экономического благополучия Западной Европы.

Однако не только колониальная политика обеспечила условия экономического подъема в европейских странах. Испания и Португалия, занимавшие в XV – XVI веках наиболее выгодное положение на торговых путях в Новый Свет, первые ринувшиеся на

американский континент к середине XVII века были уже не самыми развитыми европейскими державами. Центр хозяйственного, политического и культурного развития перемещается в регион Северо- Западной Европы.

Причина этого не столько в выгодном географическом расположении этого региона по отношению к Атлантике – новому пути мировой торговли, ведущему в Новый Свет и – вокруг Африки – в страны Востока, сколько в том, что приатлантические страны (и в первую очередь Голландия и Англия) смогли воспользоваться громадным расширением рынка для создания массового капиталистического производства.

Степень зрелости капиталистического уклада в различных европейских государствах была различной. Она зависела от целого ряда факторов: уровня хозяйственной и правовой самостоятельности

крестьянства, степени товарности сельскохозяйственного производства; меры свободы ремесла от цеховых уз; накопления денежного капитала; политической централизации страны; государственной политики и т.д.

 

Ранее всего капиталистические отношения стали господствующими в Голландии, где в ходе революции 1566 – 1609 годов к власти пришла буржуазия. В 40-х годах XVII века буржуазная революция победила в Англии.

Основными событиями Английской буржуазной революции были: две гражданские войны, казнь короля Карла I, провозглашение республики, установление протектората (режима личной власти

одного из лидеров революции Оливера Кромвеля).

Завоевания революции 1640 – 1653 годов были закреплены в

1688 – 1689 годах в результате так называемой «славной революции», окончательно ограничившей права короля и передавшей окончательно всю законодательную деятельность парламенту, то есть, по сути, утвердившей власть союза буржуазии и нового дворянства.

Победа английской буржуазии явилась условием экономического подъема в Англии, которая вскоре заняла преобладающее положение в мировой торговле и промышленности.

Буржуазная революция в Англии оказала влияние на другие европейские страны, сделав весь процесс перехода к капитализму в общеевропейском масштабе необратимым.

Исходя из этого, в отечественной исторической науке установилась периодизация, по которой Английскую буржуазную революцию принято считать рубежом между средневековьем и новым временем.

Рубеж этот достаточно условен. Капиталистический уклад и капиталистическая мануфактура стали возникать в отдельных странах уже в XVI веке. Влияние Английской буржуазной революции сказалось в полной мере постепенно, в течение полутора веков.

Решающий удар феодализму нанесла Великая французская буржуазная революция XVIII века.

Эти и другие факты дают основание многим исследователям не соглашаться с данной периодизацией, по-иному определять время начала нового периода в истории.

Однако несомненным является переломный характер европейской истории XVII века. В Европе, пребывающей в основном во власти старого порядка, на северо-западе в результате победы буржуазных революций в Англии и Голландии сформировался регион новых, капиталистических отношений.

Воздействие, оказывавшееся капиталистическим регионом Европы на другие страны и регионы континента, по своим последствиям было различно.

В одних странах капиталистический уклад укреплялся и расширялся при одновременном усилении феодально-абсолютистского режима, в других – происходит консервация прежних экономических и политических структур, движение идет вспять.

Так, во Франции абсолютизм, обеспечивавший привилегии дворянства, опиравшийся на дворянство, не только не противодействовал развитию капиталистического уклада, но и способствовал этому. Армия, дворянство, королевский двор нуждались в промышленных изделиях, а казна – в деньгах. Поэтому правительство содействовало созданию мануфактур, торговых компаний, проводило политику меркантилизма, поощряя развитие промышленности внутри страны.

Подобная политика проводилась и австрийскими Габсбургами. Их монархия – одно из сильнейших государств в XVII веке – представляло собой государство многонациональное, включавшее Австрию, Чехию, Словакию, Хорватию, Моравию, часть Венгрии.

Своеобразной реакцией на возникновение европейского капиталистического рынка во владениях австрийских Габсбургов, а также в Дании, Польше, Прибалтике, остэльбской Германии было

введение земледельцами при содействии государственной власти

поместной системы хозяйства, основанной на барщине крепостных крестьян, нацеленной на производство зерна в больших объемах для продажи.

Совершенно очевидно, что генезис капитализма оказался обратимым в Германии, хозяйственное отставание которой начало сказываться еще со второй половины XVI века. Оно еще более усилилось в результате Тридцатилетней войны (1618 – 1648 гг.). В упадок пришли города, ремесла, оскудело купечество. Экономическая отсталость Германии во многом обусловливалась ее политической раздробленностью, закрепленной условиями Вестфальского мира (1648 г.). Раздоры, произвол князей, таможенные поборы, цеховая регламентация, сопутствующие раздробленности, задерживали экономическое развитие страны.

Тенденция попятного движения доминировала и в странах Средиземноморского региона. С гибелью мануфактуры товарно- денежные отношения здесь вновь свелись к узкому внутреннему рынку, обслуживавшему в значительной мере нужды верхушки общества и натурализации рентных отношений в деревне.

Переломный противоречивый характер европейской истории XVII века проявился и в том, что кризис абсолютизма, установление новой политической системы в Голландии и Англии происходили на фоне укрепления абсолютизма в других государствах.

XVII век предстает как период расцвета абсолютизма во

Франции. Суть его выражена в известной фразе Людовика XIV (1643 –1715): «Государство – это я».

Прочность французского абсолютизма XVII века обеспечивало то, что, сохраняя феодальные социальные основания публичной власти, абсолютизм получал в раннекапиталистическом укладе

хозяйства дополнительный источник материальных ресурсов.

Капиталистический уклад в определенном смысле сращивался с традиционными отношениями. Буржуазия, пользовавшаяся покровительством двора, не выступала на этом этапе его антагонистом.

Иная модель абсолютизма сложилась в XVII веке в Германии, где насчитывалось около 300 крупных и мелких княжеств, которые лишь формально были объединены в Священную Римскую империю. Императорская власть носила чисто номинальный характер, и восторжествовал здесь не имперский, а княжеский абсолютизм, закрепивший политическую разобщенность страны.

Но тенденция укрепления абсолютизма в XVII веке не являлась общей для всех европейских стран. Своеобразным, например, было политическое развитие Швеции и Польши. В Швеции, несмотря на

усиление к концу XVII века королевской власти, продолжал

существовать риксдаг (сословное представительство).

Польша являлась монархией, но лишь формально. Королевская власть здесь была выборной, она была представлена сословно- представительным органом – сеймом, где первостепенную роль играла феодальная аристократия – магнаты. Таким образом, Польша на деле представляла собой дворянскую республику. Раздоры магнатов, их борьба за власть постоянно ослабляли государство перед лицом внешней опасности.

Независимо от силы или ослабленности государственной власти, в XVII веке многие европейские страны были охвачены массовыми движениями. Они были различны по своим причинам, целям, социальному составу их участников. Но все они являлись свидетельством кризиса социально-политических отношений.

В ХVII веке произошли существенные изменения в международных отношениях. В расстановке военно-политических сил в Европе большую роль сыграла Тридцатилетняя война 1618 – 1648 гг., в которой участвовало большинство стран континента.

Вестфальский мир (1648 г.) надолго закрепил политическую раздробленность Германии, международное признание Голландии. В результате войны значительно усилилась Швеция, сохранявшая на

протяжении ХVII века господствующее положение на Балтике.

К концу XVII века Франция по-прежнему оставалась одним из сильнейших европейских государств.

Росту могущества Франции, Швеции способствовали не только их военные успехи, а и изменение хозяйственной конъюнктуры: перемещение путей мировой торговли из Средиземноморья в

Атлантику. Этот факт, в свою очередь, во многом обусловил упадок

итальянских торговых республик, Испании, а также юго-западной

Германии.

Победа буржуазных революций в Голландии, а затем в Англии тоже оказала существенное влияние на международные отношения.

Отпавшая в результате революции Голландия достигла такого могущества, что заставила Испанию к середине века прекратить

попытки вернуть прежнее господство, а другие страны вынудила признать себя как ведущую державу.

Капиталистическое развитие Англии, расширение ею своего внешнего рынка привело к столкновению ее с Голландией,

вылившееся в 1652 – 1654 годах в войну. Победа Англии в войне

обеспечила ей преимущества в торговле. Этому же способствовали торговые договоры с Португалией, Швецией, Данией; успешная война с Испанией, в результате которой испанский остров Ямайка отошел Англии.

Таким образом, мы видим сложный клубок противоречий,

характеризовавших международные отношения XVII века.

Всю сложность политической, социальной, хозяйственной жизни

Европы XVII века воплотила в себе жизнь духовная.

Экономические потребности, в первую очередь расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему естественных и точных наук. В XVII веке завершается переход к собственно научным методам познания действительности. Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница в математике, астрономии, физике. В связи с точными науками развивалась и философия. Труды Бэкона, Локка, Декарта, Спинозы имели огромное значение в утверждении материализма.

Духовная жизнь в XVII веке во многом определила общественно-политическую жизнь Европы в XVIII веке.

XVIII век называют веком Разума, а также веком Просвещения. В этом веке складывается само понятие «цивилизация». С позиций разума, рационального подхода изучается весь окружающий мир.

Ученые пытаются систематизировать свои представления о природе, видя в ней определенное разумное начало. Швед Карл Линней в «Системе природы» (1735) дал классификацию растительного и животного мира. Он использовал так называемую бинарную номенклатуру, обозначая каждый вид двумя латинскими названиями – родовым и видовым. Он описал свыше 1500 новых видов растений. Он первым определил высший класс животных – млекопитающих. К этому классу К. Линней отнес и человека, включив его в отряд приматов. Француз Жозеф Лаланд обнародовал каталог (1801), в котором числилось 47390 звезд.

Расширялись возможности общества по защите здоровья людей от болезней и увеличению продолжительности жизни. Появилась первая книга о диете (англичанин Джон Арбатнот, 1731). Проведена первая успешная операция аппендицита (1736, Франция). Гипноз стал использоваться для лечения пациентов (австриец Ф. Месмер, 1774). Леди Мэри Вортли Монтегю ввела в Англии опыт вакцинации от оспы, заимствованный у турок. Другая женщина – Екатерина II – провела вакцинацию в России, начав с себя и сына. В 1780 году француз Николя Аппер установил, что при нагревании пищи в закупоренной посуде она не портится. Вскоре появились консервы.

Формируются новые представления о предназначении человека, о требованиях к нему. «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, — без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь порядочным человеком; наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей твоей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым…Подумай только, какой стыд и срам: иметь возможности учиться – и остаться невеждой. Человек невежественный ничтожен и достоин презрения; никто не хочет находиться в его обществе, о нем можно только сказать, что он живет и ничего больше…», — характеризовал требования е настоящему джентльмену английский граф Честерфилд в «Письмах к сыну».

В ордынский период русское государство фактически исчезло с политической карты Европы. Суверенитет был восстановлен в 1480 году усилиями Ивана III. Великое княжество Московское было дипломатически признано ведущими европейскими государствами. В XVI-XVII веках Московское царство воспринималось как варварская периферия европейского пространства. После Смуты Московия была лишена выхода к морям и рассматривалась не как конкурент, а как поставщик хлеба, меха.

В России отношение к Европе было двойственным. И католические, и протестантские страны рассматривались критически, с большим опасением и предубеждением. В Московском царстве были широко распространены ксенофобия, неприязненное отношение к иностранным обычаям, образу жизни. В то же время нарастал интерес к зарубежному опыту. Возникало и крепло понимание того, насколько опасным может стать отставание в экономическом и особенно в военном отношении от по прежнему агрессивных западных соседей.

На путь модернизации Россия вступала крайне осторожно. На Западе модернизация происходила, разворачивалась в силу внутреннего развития ведущих государств, на своей собственной основе. В России по преимуществу использовался опыт этих ведущих западных держав, который навязывался стране сверху, по инициативе наиболее дальновидных государственных деятелей.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

Необходимость реформ осознавалась такими выдающимися государственными деятелями Московского царства как Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В. В. Голицын и другие. Василий Васильевич Голицын предполагал начать государственные преобразования с освобождения крестьян. Он предполагал предоставить крестьянам обрабатываемую землю с уплатой государству ежегодной подати. Это могло, по его расчетам, увеличить доходы казны вдвое, что в свою очередь позволяло компенсировать потери служилых землевладельцев путем увеличения жалования за службу. Были у фаворита Софьи Алексеевны, и другие намерения, но с окончанием правления царевны завершилась и его политическая карьера. Несостоявшийся реформатор умер на севере Архангельской губернии.

Главным тормозом для экономического развития страны в конце XVII в. являлось отсутствие выходов к Балтийскому и Черному морям. Черное море контролировала Турция, которая обладала значительными ресурсами (население составляло около 25 млн. чел.). Балтийское море стало «шведским озером», так как окружавшие море земли контролировала Швеция с населением около 12 млн. чел. В 1696 году в результате второго похода Россия заняла мощную турецкую крепость Азов. Но в начавшейся в 1700 году Северной войне (в союзе с Данией и Саксонией) русские войска потерпели от шведов сокрушительное поражение под Нарвой. Начавшаяся война показала, что Россия объективно нуждалась в серьезных реформах.

Первые реформы были проведены сразу после поездки молодого царя за границу в 1697 году. По возвращении Петр Алексеевич Романов (1672-1682-1696-1725) стал энергично вводить европейские обычаи и моду.

История в лицах. Петр I. Петр родился 30 мая 1672 года. Он был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым сыном от второго брака царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной. Сводный брат Петра – Федор Алексеевич – царствовал после смерти Алексея Михайловича в 1676-1682 годах и скончался бездетным. Нарышкины провозгласили царем Петра, но Милославские из рода первой жены Алексея Михайловича при поддержке стрельцов провозгласили царями одновременно и Петра, и Ивана, который был старше Петра, но не способен к управлению. В 4 года Петр остался без отца, в 10 был провозглашен царем, в 17 (1689) отстранил от власти свою сводную старшую сестру Софью Алексеевну, которая была правительницей в 1682-1689 годах. В 1696 году он стал единоправным и самодержавным российским монархом, так как его соправитель Иван V умер. Двумя годами раньше умерла мать Петра. Петра отличали редкостная память, живой ум, общительность, твердый характер. Петр был человеком высокого роста (более 2 метров), огромной физической силы (ломал подковы, монеты) и огромной энергии. Петр владел многими ремеслами, многое увидел и узнал в Европе. «Необходимость движения на новый путь была создана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился», — писал большой поклонник Петра Великого историк С. М. Соловьев.

Основные направления «европеизации» страны.

Петр I проводил реформы широким фронтом. Он старался использовать достижения передовых европейских стран, в результате чего его усилия получили название «европеизации» и «вестернизации» («озападнивания») России.

Петр Алексеевич модернизировал ключевые структуры российского общества – систему управления, вооруженные силы, взаимоотношения государства и церкви, финансы и налоги. Действующее Соборное Уложение дополнили многочисленные регламенты, указы. Наиболее заметными для обычных людей оказались нововведения «на европейский манер» в быту, в повседневной жизни, в духовно-культурной сфере жизни.

Все знают, что по возвращении из Европы Петр заставил правящую элиту сбрить бороды и начать носить европейскую одежду. Это нововведение не затронуло духовенство и крестьянство. Степень недовольства аристократии (князей и бояр) и дворянства бритьем бород не следует преувеличивать. Во все времена и во всех странах правители были законодателями моды. Придворные, привилегированные слои безоговорочно принимали новшества. Так, в России в разное время носили парики (при Екатерине II), бакенбарды (при Александре II), кепки (при Ленине, в Москве – при Лужкове), сапоги (при Сталине), увлекались хоккеем (при Брежневе), теннисом (при Ельцине), дзюдо (при Путине) и т. д. В начальный период преобразований «требовалось новое знамя, и этим знаменем прежде всего должно было служить изменение наружности, изменение одежды», — объяснял ситуацию С. М. Соловьев. Попытка сохранить бороду воспринималась как вызов власти, царю. Поэтому абсолютное большинство расставалось с бородами, чтобы сохранить свой статус, имущество, да и жизнь. В оценке любых реформ, особенно в России, важно понимать подлинное содержание, реальный смысл проводимых изменений, а не имитационные и декоративные моменты, которые зачастую оказываются наиболее заметными.

В реформах Петра I трудно увидеть какую-то чёткую логику и последовательность. В какие-то моменты царь действовал наиболее энергично. Так, много нового появилось в последние годы XVII века. В1695 году появился Преображенский приказ, в ведении которого было сосредоточено расследование политических преступлений. Для облегчения чтения был введен гражданский алфавит. В 1699 году появились органы городского самоуправления: Ратуша в Москве, земские избы в других городах. Были расформированы стрелецкие полки. Стрельцы с семьями были записаны в посадские люди. В 1699 году был проведен первый рекрутский набор: каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной воинской службы. С 1 января 1700 года Петр ввел новый календарь. Годы стали отсчитывать не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Год начинался не с 1 сентября, а с 1 января.

28) Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор " Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты " Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство " по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга " Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Культура России накануне вступления Петра на престол

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям -- ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми -- дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.

Таким образом, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии -полки иноземного строя. 0Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.

Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести " добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал