Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика перестройки






Чтобы сплотить партию и повысить её роль в обществе, Горбачев попытался приступить к реформам в КПСС. На XXVII съезде, проходившем в феврале - марте 1986 г., была принята новая редакция Программы партии и её новый Устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни.

В 1987 г. на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных государственных руководителей на альтернативной основе. Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшим партийными деятелями. Как своеобразный манифест их взглядов была воспринята статья ленинградского преподавателя Нины Андреевой «Не могу поступить принципами», опубликованная в марте 1988 г. в газете «Советская Россия». В ней автор фактически призывал к свертыванию реформ и возвращению даже не ко временам Брежнева, а к эпохе Сталина

Пятого апреля «Правда» в передовой статье назвала письмо Н. Андреевой «манифестом антиперестроичных сил». Все партработники, которых неосторожно одобрили это письмо, оказались под ударом.

Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на XIX конференции КПСС, состоявшемся летом 1988 г. Многие критиковали политику гласности, называли выступление журналистов «очернительством». Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. Но большинство делегатов конференции всё же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ.

Изменения, прежде всего, коснулись высших органов государственной власти. В январе 1989 г. в СССР началась предвыборная компания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за свою историю Советского Союза. На съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии.

I съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 года. На этом и последующим съездах начали оформляться депутатские группы, имевшие различные цели, они, в сущности, и заложили основу для будущих политических партий.

Постепенно в стране стали образовываться политические партии. В мае
1988 г. возникла партия «Демократический союз». Она впервые открыто провозгласила своей целью замену советского тоталитарного строя демократическим.

Вскоре появились и другие оппозиционные партии - Социал-демократическая партия, Партия конституционных демократов, Конституционно - демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Либерально-демократическое партия.

Известным оппозиционным движением был национально-патриотический союз «Память». Его лидеры критиковали правительство Советского Союза на невнимание к проблемам русского народа, выступали против «засилья инородцев» в высшем политическом обществе.

76) Национальные конфликты в СССР

В конце 80-х годов в СССР разгорелись национальные конфликты. Западная общественность не скрывала своего злорадства: " У СССР нет шансов в борьбе с национализмом! " А ведь до этого она все время упрекала Советский Союз в том, что он истребил национальную гордость – чувство, близкое любому нормальному человеку. Очень жаль, что злословие Запада в этом случае не было оправданным. К сожалению, СССР не был настолько тоталитарным, чтобы искоренить национализм и религию. Точно так же не оправдано и утверждение о том, что столкновения между армянами и азербайджанцами объясняются ошибками в национальной политике Советского Союза. Ошибкой была сама национальная политика.

Коммунистическая партия, совершающая революцию от имени рабочих и крестьян, демонстрирует свою несостоятельность, полагая, что национальности нуждаются в защите и поддержке. Одно дело, когда жертвы капитализма или предшествующих ему форм берут жизнь в свои руки и строят новый мир в соответствии со своими потребностями, избавившись от эксплуататоров и от защищающей отношения эксплуатации политической власти. В этом случае отпадают все основания превозносить господство над собой, в какие бы национальные или религиозные одежды оно ни облачалось. Когда люди заняты целесообразным планированием производства необходимых благ и созданием благоприятных жизненных условий, у них также отпадает свойственная гражданам государства нелепая потребность в том, чтобы компенсировать сознанием принадлежности к национальному коллективу постоянное противоречие между прилежным исполнением обязанностей с одной стороны и отсутствием личного успеха – с другой. В той же мере отпадает и дурная патриотическая привычка беспокоиться о величии и мощи " своего" государства, соответственно делить весь мир на " своих" и " чужих", видеть в государственных границах вопрос жизни и смерти, а при случае и браться за оружие.

Совсем другое дело, когда речь идет о создании альтернативного государства во имя прогресса, справедливости и решения социального вопроса. С этой позиции нет ничего предосудительного в том, что люди придают немалое значение " своей" государственной власти и сфере ее компетенции. Более того, СССР решил превзойти буржуазную власть в вопросе справедливого удовлетворения национальных интересов – еще одно соревнование, в котором буржуазная власть никогда не участвовала. Под социалистическим руководством советские граждане могли гордиться своей национальностью и в то же время были обязаны уважать другие народы – это называлось " пролетарским интернационализмом". КПСС на полном серьезе считала, что борьба с национализмом должна заключаться в насаждении " дружбы народов" – моральной позиции, дополняющей национализм. Руководство СССР стремилось воспитывать эту изобретенную мораль в советских гражданах, решив, что для этого необходимо ознакомить людей с культурой и обычаями других народностей. Снова и снова КПСС сталкивалась с тем, что любовь к своему народу не обходится без сознания исключительности по отношению к " чужим". В результате руководство СССР ничему не научилось, а только усилило свою пропаганду. Оно поставило перед собой неразрешимую задачу – распознавать " правомерную национальную гордость" и ее " справедливые требования", при этом отличая их от " опасного национализма", который необходимо " пресекать". Пойдя по этому пути, КПСС создала целую систему прав и запретов в отношении государственных структур, языка, радиовещания, культуры, раздачи постов и т.д. Национальная пропорция должна была соблюдаться вплоть до Центрального Комитета, в связи с чем западные наблюдатели каждый раз проводили точные расчеты и неизменно обнаруживали " великорусскую несправедливость". Доходило до того, что советские республики конкурировали друг с другом за соблюдение их интересов, а коммунистическая партия Казахстана с трудом примирилась со своим русским руководителем... В общем и целом многочисленные народы СССР на самом деле жили в " тесной взаимосвязи", но не благодаря моральному воспитанию, а потому что в повседневной жизни у них были дела поважнее, нежели беспокоиться о национальных отношениях. Особых поводов для недовольства условиями жизни у них тоже не было, к тому же им было известно, что власти жестко пресекали " проявления национализма".

Началось все с того, что после революции КПСС унаследовала кое-какие владения царского режима или же сама завоевала территории, на которых проживали другие национальности, подчас питавшие неприязнь к русским или к своим соседям. Так советское руководство столкнулось с " необходимостью национальной политики". Да и почему бы не привить другим народностям понимание достоинств социализма? Вот только ошибочна мысль о том, что это понимание придет быстрее, если относиться с уважением к " национальным особенностям" и проявлять терпимость к религии, восточным родоплеменным отношениям и прочей ерунде. Все это не имеет с социализмом ничего общего.

Закончилось все тем, что кое-какие представители интеллигенции, отвечавшие за моральное, культурное и национальное воспитание народа, расценили " перестройку" как возможность громко выразить свое неудовольствие по поводу " ущемления прав" своих национальных групп. В некоторых случаях им удалось посеять раздор в массах и спровоцировать волнения – как в старые добрые дореволюционные времена. Наслушавшись западной пропаганды, они обвиняли руководство страны в недемократичности, если оно поворачивалось к ним спиной. А в это время западные наблюдатели выдвигали против СССР такие же обвинения, потому что им не сообщали о точном количестве жертв и не предоставляли цветные фотоматериалы с изображением вспоротых животов...

77)Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.

Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

РАСПАД МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА

Демократические революции в Восточной Европе. В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна Демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно – во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же – в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал. Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г.

Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезынтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран.

Политика Китая. После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т. д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоя-тельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились беспрецендентные темпы экономического роста (12-18% в год), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально-политического и идеологического характера в конце 80-х гг. Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей МСС. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Вьетнам. Лаос. Монголия. Северная Корея. Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьтнам и Лаос. Модернизация уже принесла известные положительные результаты, однако менее ощутимые, чем в Китае. Возможно, это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

Совершенно неподвижной, нереформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

Куба. Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей МСС-Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран МСС. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США.

* * *

В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в цепом.

Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках МСС, на наш взгляд, не может пройти бесследно. Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, а зачастую и близкими соседями, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.

78)ГКЧП. Августовский путч 1991 года

Августовский путч - политические события, происходившие в августе 1991 года, охарактеризованные руководством страны как незаконный захват власти и государственный переворот в результате которого начался процесс развала СССР.

Августовский путч происходил с 19 по 21 августа 1991 года в Москве и стал основным событием в череде различных столкновений, приведших в итоге к свержению действующей власти и распаду СССР. В результате переворота к власти хотел прийти Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) – новый самопровозглашенный государственный орган, в состав которого входили некоторые должностные лица из высшего управленческого состава СССР, однако этого так и не случилось.

Основная причина путча – недовольство политикой перестройки, которую проводил М.С. Горбачев.

Причины августовского путча

После эпохи застоя экономика СССР оказалась не в лучшем положении, страна была в кризисе и необходимо было срочно начать реорганизацию. Стоявший у власти М.С. Горбачев принял несколько попыток нормализовать ситуацию, проводя самые разнообразные реформы – этот период получил название «перестройка». Несмотря на то, что реформы, проводимые Горбачевым были встречены довольно хорошо, нужного результата они никак не приносили – кризис усиливался, социальная сфера разваливалась, росло пьянство и безработица.

В результате, не приносящие облегчения реформы привели к тому, что возник острый кризис доверия к Горбачеву, причем, как со стороны его оппонентов, так и со стороны его бывших соратником. Горбачева считали плохим руководителем, который не способен спасти страну, которая буквально тонет в кризисе и срочно нуждается в новой экономике. В высшем партийном аппарате началась борьба за власть, нашлось немало сторонников свержения Горбачева.

Одной из последних капель стало желание Горбачева преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств, который был содружеством уже независимых государств, что не устраивало многих консервативных политиков. После отъезда Горбачева в правительстве начали готовить заговор, который должен был вернуть полноценную власть КПСС и центру, и не дать республика получить независимость.

Августовский путч. Хронология событий

Путч начался 19 августа и продолжался всего три дня, в ходе которых удалось полностью изменить систему управления страной. В первый день руководители государственного переворота огласили заранее составленные документы о создании нового органа управления страной. Прежде всего, был зачитан указ за подписью вице-президента СССР Г.Янаева о том, что действующий руководитель страны Михаил Горбачев больше не может исполнять обязанности из-за тяжелого состояния здоровья, поэтому сам Янаев занимает его места и провозглашает себя «исполнителем обязанностей Президента СССР».

Затем было зачитано «Заявление советского руководства», в котором говорилось о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, в состав которого входили: О.Д. Бакланов — первый заместитель Председателя Совета Обороны СССР; В.А. Крючков — председатель КГБ СССР; В.С. Павлов — премьер-министр СССР; Б.К. Пуго — министр внутренних дел СССР; А.И. Тизяков — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР.

После того, как был зачитан документ о создании ГКЧП, члены нового правительства обратились к гражданам с заявлением о том, что перестройка и реформы, затеянные Горбачевым потерпели полный крах, поэтому необходимо в срочном порядке изменить ситуацию в стране. В ходе этой речи было отмечено, что свободами, которые предоставил Горбачёв, воспользовались экстремистские организации, который своей основной целью поставили развал СССР и силовой захват власти с целью уничтожить страну. В этот же день было выпущено первое постановление КГЧП, в котором говорилось о том, что поставлен запрет на деятельность любых организаций и структур власти, не узаконенных в соответствии с Конституцией СССР. Была приостановлена деятельность многих политических партий, движений, объединений, стоявших в оппозиции к КПСС, были закрыты многие газеты, восстановлена цензура. Новый порядок должны были поддерживать силовые структуры.

19 августа ГКЧП приняло решение о введении войск на территорию Москвы с целью поддерживать порядок. Лидером сопротивления путчистам выступил президент РСФСР Б.Н. Ельцин, который выступил с обращением к гражданам России и выпустил указ, согласно которому все исполнительные органы власти должны были перейти в подчинение президенту России (РСФРС). Это дало возможность незамедлительно организовать оборону в Белом Доме.

20 августа разрешилось противостояние между властями России и ГКЧП – Ельцин и его правительство смогло переломить ход путча и взять события под свой контроль.

21 августа все члены КГЧП были арестованы, а в Москву вернулся Горбачев. Ему тут же был предъявлен ряд ультиматумов. В результате Горбачев вынужден был согласиться почти на все – были распущены КПСС, союзный кабинет министров и другие партийные структуры, а сам Горбачев отказался от поста председателя ЦК КПСС. Начался планомерный распад всех старых государственных структур.

Итоги и значение августовского путча

Августовский путч запустил механизм по развалу Советского Союза, который до этого находился в глубоком экономическом и политическом кризисе. Несмотря на то, что члены ГКЧП не хотели допустить распада страны, они сами во многом его спровоцировали. После ухода Горбачева распалась правящая структура партии, республики постепенно начали получать независимость и отделяться. Советский Союз перестал существовать и уступил место Российской Федерации.

РАСПАД СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90, 3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

- миграционная политика;

- борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

79)?

80. Социально-экономическое развитие РФ в период с 1991 по 2008 гг.

После распада СССР наступил новый важный этап в истории российской государственности. Его можно условно разделить на три основных хронологических периода: 1991-1993-е, 1993-2000-е, 2000-2008-е годы.
Первый период (1992-1993) следует характеризовать как постсоветский, во многих отношениях переходный. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы " шоковой терапии", переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (так называемую либерализацию цен), " запуск" механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, - " разгосударствление", которое должно было превратить широкие народные массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства. В своем выступлении на V Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин особо подчеркивал, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует " снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. - стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей". «Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса, представлявшего интересы избирателей. Нараставшее с середины 1992 года противостояние президентской и парламентской (в лице съезда народный депутатов и Верховного Совета РСФСР) ветвей власти привело в 1993-м к политико-конституционному кризису, выразившемуся в «войне законов» и параличу власти. Он грозил развалом страны.В результате победы Бориса Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 года в России произошла кардинальная смена политической системы. Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана президентская республика. Завершением первого периода стала окончательная ликвидация доставшейся в наследство от СССР системы Советов и принятие в конце 1993 года ныне действующей российской Конституции.
Второй период в истории российской государственности после распада Советского Союза (конец 1993-2000 годов) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации.Новый кабинет, возглавляемый опытным руководителем топливно-энергетического комплекса страны В. С. Черномырдиным, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил некоторую корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность преобразований. Была оказана значительная финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям, в том числе в оборонной промышленности, предоставлены дешевые кредиты для развития топливно-энергетического комплекса. Стабилизировалась выдача заработной платы путем введения так называемой Единой тарифной сетки (ETC) для работников бюджетной сферы. Кроме того, была предусмотрена система индексации тарифных ставок бюджетников.Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних займов. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения. Однако реализация намеченных мер, прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных " вливаний", что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства: в 1994-1996 гг. он составлял 12-15%. Спад промышленного производства в 1996 г. достиг 55% по сравнению с 1991 г. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994 г. - 250%, в 1996 г. - 80%).Российская экономика к концу 1997 г. миновала стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствовало о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за предшествовавшие семь лет ВВП, по сравнению с 1996 г., не сократился, а вырос на 0, 4%. Также 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции, которая составила около 12, 5%.Середина следующего, 1998 г., наоборот, характеризовалась увеличением разрыва между реальным курсом российской национальной валюты и номинальным ее обеспечением. Итогом пагубной для отечественной экономики монетаристской политики стал структурный финансовый кризис - августовский " дефолт" (1998).Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов большинства россиян и изменению структуры потребления (потребительских расходов). Так, реальные личные доходы наших соотечественников к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на 25%, а потребительские расходы - на 20%, причем значительно возросло потребление более дешевых отечественных товаров. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся правительственной чехардой, коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике. Росло общественное недовольство, возникла новая угроза распада страны. В таких условиях президент Борис Ельцин подал в отставку.
В ходе третьего периода (2000-2008 год) экономическое развитие России с 2001 г. позволяло говорить об оптимистической перспективе. В самом деле, показатель ВВП России в среднем уже в первом полугодии вырос более чем на 5%, а в пяти базовых отраслях (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и розничной торговле) рост производства составлял даже 5, 3%. Инвестиции в основной капитал выросли на 4, 2%, при этом деньги шли в капиталоемкие отрасли - машиностроение и металлообработку. В структуре экономики хотя и преобладало производство товаров (44% - один из самых высоких показателей в мире), но впервые значительно возросло и производство услуг.Особенностью развития экономики страны после августовского кризиса 1998 г. являлось заметное оживление внутреннего производства, а также инвестирование в реальный сектор экономики накоплений отечественных товаропроизводителей, что, в свою очередь, способствовало укреплению внутреннего рынка. Так, индекс РТС, определяющий курсовую стоимость ценных бумаг российских кампаний, вырос в 2001 г. вдвое по сравнению с 2000 г. Вместе с тем темпы роста экономики нашей страны за 2002 г. были достаточно умеренными.Источником роста российской экономики долгое время оставался нефтегазовый сектор, к которому добавился высокий внутренний спрос, подпитываемый растущими ценами на энергоносители. Очевидно, что без благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры повышение уровня жизни оказалось бы невозможным. По ряду расчетов дополнительный доход от экспорта нефти за 2000-2008 гг. (если исходить из средней цены за 1992-1999 гг. с поправкой на инфляцию) составил около 500 млрд долл. США, причем 450 млрд долл. из этой суммы приходится на 2004- 2008 гг.По итогам 2007 г. общий объем ВВП России составил почти 33 трлн руб. С учетом более масштабных бюджетных затрат в 2008 г. рост финансовых запасов Правительства РФ несколько сократился. В декабре 2007 г. правительство отошло от принципа неприкосновенности Стабфонда, отдав в уставной капитал госкорпораций (Банка развития и ГК " Роснанотех"), а также Инвестиционному фонду 300 млрд руб. К лету 2008 г. внутренние финансовые сбережения страны достигали 536, 8 млрд долл. США, или свыше 30% ВВП. Таким образом, финансовая стабильность России на фоне глобальных экономических проблем, казалось бы, приобрела устойчивость, что позволяло планировать бюджетные ассигнования на перспективу. Так, в ноябре 2008 г. был спланирован и утвержден бюджет на 2009-2011 гг., шла разработка планов социально-экономического развития России до 2020 г. Однако избежать серьезного влияния на экономику страны глобального финансового кризиса уже осенью 2008 г. не удалось. В сентябре резко начали падать индексы РТС и ММВБ, отражающие спад деловой активности.

81. Мировой финансовый экономический кризис 2008 и Россия.
В 2008 году в мире начался финансово-экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики.

Возникновение кризиса связывают с рядом факторов: общей цикличностью экономического развития; перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса; высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть); перегревом фондового рынка.
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, который в начале 2007 года затронул высокорисковые ипотечные кредиты. Вторая волна ипотечного кризиса произошла в 2008 году, распространившись на стандартный сегмент, где займы, выдаваемые банками, рефинансируются государственными ипотечными корпорациями.

Первыми жертвами кризиса среди российских банков в сентябре 2008 года стали " КИТ Финанс" и Связь-банк. Для погашения задолженности перед контрагентами Газпромбанк выдал " КИТ Финансу" кредит на 22, 5 миллиарда рублей. В сентябре 2008 года Связь-банк продал 98% своих акций Внешэкономбанку.

Банк ВТБ, в ряду других российских банков, получил господдержку. В самый разгар кризиса был привлечен 10-летний субординированный кредит ВЭБа на 200 миллиардов рублей. Затем примерно через год — осенью 2009 года — ВТБ разместил допэмиссию, которую почти полностью выкупило государство, на 180 миллиардов рублей. Кроме того, ВТБ привлекал средства Банка России под залог и на беззалоговых аукционах.
Кризис быстро перекинулся в реальный сектор экономики. Капитализация российских компаний снизилась за сентябрь-ноябрь 2008 года на три четверти; золотовалютные резервы сократились на 25%. Финансовый кризис снизил доверие населения к банкам и привел к оттоку вкладов. За сентябрь 2008 года остатки на счетах физических лиц в 50 крупнейших российских банках снизились на 54 миллиарда рублей, что составило 1, 2% от общего объема. Бегство вкладчиков из банковской системы снизило финансовую устойчивость банков, что привело к банкротству нескольких крупных инвестиционных и коммерческих банков.

В предбанкротном состоянии находилось множество компаний. Начались увольнения работников, отправка их в административный отпуск, сокращение ставок оплаты труда.

Также финансовый кризис спровоцировал падение цен на нефть. Возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также появился риск замедления реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергопроводов. Произошло сокращение темпов роста российской экономики. Например, при росте экономики в 2007 году на 8, 7%, за 9 месяцев 2008 года рост составил 4, 9% к соответствующему периоду предыдущего года. 2008 год стал последним годом прироста трудоспособного населения. В результате финансового кризиса произошло сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства.
В сентябре 2008 резко начали падать индексы РТС и ММВБ, отражающие спад деловой активности. Если в августе 2008 г. международные резервы России достигали почти 600 млрд долл. США, то к концу октября они упали ниже 0, 5 трлн долл., сократившись только за неделю с 17 по 24 октября па 31 млрд долл. Вслед за этим началось настоящее " бегство капитала" за рубеж. Вывоз капитала из России частным сектором в 2008 г. составил 129, 9 млрд долл. против чистого притока в 2007 г. в 83, 1 млрд долл. США Уже в ноябре 2008 г. было принято решение о поэтапной девальвации рубля примерно на 30%. Падение промышленного производства в январе 2009 г. составило 16% в годовом исчислении и 19, 9% по отношению к декабрю 2008 г.В результате проведенной кропотливой работы 29 апреля 2009 г. был утвержден уточненный федеральный бюджет на 2009 г. Он будет исполнен с дефицитом, который составит более 2, 9 трлн руб. В связи с непредсказуемостью экономической ситуации прервана " бюджетная трехлетка" и планирование ограничилось только одним годом. Для этого были внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ. Дефицит бюджета будет покрываться за счет средств Резервного фонда. Около 1, 4 трлн руб. будет дополнительно направлено на реализацию антикризисных мер. Пересмотрены и базовые цены на нефть - с 95 долл. за баррель до 41 долл. США. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2009 г., по прогнозам, составят более 6, 7 трлн руб., т.е. на 4, 2 трлн руб. меньше, чем планировалось, а расходы - более 9, 6 трлн руб., что на 7, 4% больше первоначального варианта.

82. Основные направления внешней политики РФ в постсоветский период.


После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики. Постепенно сформировалось два важнейших направления российской внешней политики: становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками (так называемым ближним (" новым") зарубежьем) и развитие отношений с ведущими странами Запада, в первую очередь США и странами Европы, а также с крупнейшими державами Азии (Япония, Китай, Индия).

Во внешней политики России начиная с 1991 г. условно можно выделить три основных этапа эволюции:
- 1992-1993 гг. - интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики новой России в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы " Восток - Запад", лидерами которой являлись СССР и США;
- 1994-1998 гг. - гармонизация внешнеполитического курса России с курсами ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированности в мировую экономическую систему и усиление ее влияния в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление позиций на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ;
- с 1999 г. - по настоящее время - период трансформации внешнеполитической доктрины Российской Федерации, основанной на понимании многополюсности мирового развития, новых вызовов международному сообществу и реалий угроз со стороны международного терроризма, разработка и осуществление концепции стратегического партнерства с крупнейшими индустриально развитыми державами как Запада, так и Востока.
Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве (бывшими советскими республиками в составе Союза ССР) поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек) в ближнем зарубежье, раздетом " наследства" некогда единого союзного государства, прежде всего огромного военного (в том числе ракетно-ядерного) потенциала советских Вооруженных Сил.
Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота, вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) СНГ, предпринятая в первой половине 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании Вооруженных Сил РФ.
Военно-политические проблемы, пожалуй, являлись наиболее значимыми при " цивилизованном разводе" (по выражению первого президента Украины Л. М. Кравчука) бывших советских республик, так как на начальной стадии развития СНГ преодолеть мощную волну центробежных тенденций в руководстве новых независимых государств так и не удалось. Вместе с тем, несмотря на все заявления о полной " независимости и суверенитете", государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации (после распада ОВС СНГ) стало заключение 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении; к концу 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия.
Выступая под эгидой Содружества, Вооруженные Силы России в 1992-1993 гг. взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших па периферии постсоветского пространства (приднестровский, осетино-грузинский, грузино-абхазский и межтаджикский конфликты).
На пространстве СНГ Россия проводит линию на развитие многосторонних форматов сотрудничества на основе принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции. Двусторонние отношения со странами СНГ строились на основе прагматизма и взаимного учета интересов, осуществлялся перевод торгово-экономических связей на рыночную основу. Приоритетное внимание уделялось совершенствованию интеграционных процессов в СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и Союзном государстве России и Белоруссии. Несмотря на объективные трудности, СНГ продолжало играть роль важного инструмента поддержания и регулирования многоплановых связей между постсоветскими государствами. В центре усилий российской дипломатии на этом направлении находились вопросы реформирования Содружества и определения дальнейших путей его развития. Россия приняла активное участие в разработке Концепции дальнейшего развития СНГ, которая вместе с Планом основных мероприятий по ее реализации была одобрена на заседании Совета глав государств Содружества в Душанбе 5 октября 2007 г. С принятием этих документов Содружество получило отвечающий реалиям времени вектор своего развития. Однако в развитии двусторонних отношений странами СНГ до сих пор существует немало проблем. Так, огромное количество вопросов возникает в отношениях между Москвой и Киевом, вызванных постоянными антироссийскими демаршами украинского руководства в сфере образования, культуры, дискриминации русскоязычного населения, искажения братских отношений двух пародов в процессе " суверенизации прошлого", регулярными кризисами оплаты задолженности по газоснабжению (несанкционированный забор российского газа, поставляемого через украинскую территорию в страны Европы).

На протяжении последних лет продолжался затяжной кризис в отношениях с Грузией, вызванный откровенной антироссийской политикой ее руководства. Вывод российских войск из Грузии и ликвидация военных баз Вооруженных Сил РФ не только не стабилизировало ситуацию вокруг фактически независимых республик Абхазии и Южной Осетии, формально находящихся в составе Грузии, но и привело к осуществлению беспрецедентной по своим масштабам военно-политической авантюры Тбилиси в Южной Осетии. В ночь на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный обстрел южноосетинской столицы г. Цхинвала с применением гаубиц и установок залпового огня " Град". Командиру группировки российских миротворцев, находящихся в зоне конфликта на основе мандата ООН, грузинская сторона сообщила, что приступает к силовому наведению конституционного порядка в Южной Осетии. Когда грузинские войска пошли на штурм Цхинвала, Россия потребовала срочного созыва Совета безопасности ООН, который так и не смог принять даже заявления по поводу происходящей гуманитарной трагедии осетинского народа. В результате руководство России приняло решение о проведении против вторгшихся грузинских войск военной операции по принуждению к миру. 8 августа в Южную Осетию вошли два усиленных батальона ВС РФ. Россия привела два обоснования ввода своих войск: миротворческий мандат, который требует от нее вступить в конфликт на стороне тех, кто подвергся нападению, и гибель миротворцев. Утром 10 августа к грузинской границе подошли флагман Черноморского флота ракетный крейсер " Москва" и сторожевой корабль " Сметливый". Вечером того же дня российские корабли потопили у берегов Абхазии один из четырех грузинских ракетных катеров, который, по данным ВМФ РФ, вошел в зону безопасности. Благодаря решительным мерам России в зоне конфликта уже 11 августа боевые действия удалось прекратить и выдворить агрессоров с территории Южной Осетии. Президент Франции Николя Саркози, занимавший пост главы страны-председателя Евросоюза, заявил о необходимости установления точных сроков прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта. Вскоре Президент РФ объявил о завершении операции по принуждению к миру. Цель операции была достигнута, безопасность миротворцев и мирных жителей обеспечена, агрессор наказан, а возможные очаги агрессии уничтожены. План мирного урегулирования в зоне грузино-югоосетинского конфликта 14 августа 2008 г. был разработан при участии французского президента, а 16 августа 2008 г. этот документ был подписан всеми сторонами конфликта. После этого российско-грузинские отношения были расторгнуты, Тбилиси полностью вышел из структуры СНГ.

В сентябре 2008 г. Россия официально признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии, заключив с ними официальные договоры о взаимопомощи, а в апреле 2009 г. выдвинула свои контингенты пограничных войск на грузино-абхазскую и грузино-югоосетинскую границы. Однако данная проблема в рамках тугого узла международных противоречий, сформировавшихся на Кавказе, еще далека от своего решения.

В 1992-1993 гг. международные отношения России с ведущими странами как Запада, так и Востока находились поначалу в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики России в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми государствами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение се международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых " северных территорий" - четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии - Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами.

В то же время на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально се статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада, прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании, а в июле 1992 г. Президент РФ был впервые приглашен на политическую часть совещания, проходившего в Мюнхене, - " большой семерки" развитых стран мира. В последующем участие российского президента в саммитах " клуба великих держав" стали регулярными. На состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран " большой семерки" было принято решение о преобразовании ее в " большую восьмерку" с участием России. Далее последовали встречи " восьмерки" в Бирмингеме в 1998 г. и Кельне в 1999 г., где Россию представлял тогдашний премьер-министр С. В. Степашин. После избрания на пост главы РФ В. В. Путина с его участием состоялись встречи " большой восьмерки" в Японии (2000), Италии (2001), Канаде (2002), Франции (2003). В 2006 г. Россия стала председателем " большой восьмерки". Встреча лидеров ведущих государств мира, входящих в клуб С-8, состоялась с 15 по 17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге. В последний день саммита к участникам встречи присоединились лидеры пяти крупнейших государств Азии, Южной Америки и Африки - Китая, Индии, Мексики, Бразилии и ЮАР.Возможность сохранения международного влияния Москвы все более связывалась с дальнейшей политикой объединенной Европы и индустриально развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим направлением в развитии международных отношений России в многополярном мире стало азиатское направление. Новым знаковым рубежом стали визиты В. В. Путина в Китай, Японию на очередной саммит " восьмерки" на Окинаву, в КНДР, а также в Индию, осуществленные летом 2000 г. Через год, летом 2001 г., состоялись официальные визиты лидеров ведущих азиатских стран в Москву. Так, в середине июля 2001 г. российскую столицу посетил Председатель КНР Цзян Цзэминь, подписав в Кремле российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный визит в Россию осуществил лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, проехав на личном поезде от Владивостока до Санкт-Петербурга, осенью 2002 г. состоялся повторный визит лидера КНДР на российский Дальний Восток. Именно при посредничестве России на Корейском полуострове активизировались процессы примирения Севера и Юга, а Пхеньян впервые за послевоенную историю посетил премьер-министр Японии.Таким образом, внешнеполитический курс России в начале XXI в. приобрел новый импульс, чрезвычайную активность и положительную динамику. Это особенно заметно в развитии отношений руководства России с лидерами ведущих держав мира - как США и стран Европейского Союза, так и с государствами Азии, прежде всего Японии, Китая, Индии, стран Латинской Америки, Австралии, а также со странами бывшего " социалистического содружества" (например, Вьетнамом, Кубой и Северной Кореей). Впервые в истории у России появилась возможность одновременно решать внутренние и внешнеполитические задачи. Свидетельством признания возросшей ответственности нашей страны в международных делах стали решения о проведении саммита ШОС в Екатеринбурге в июле 2009 г., саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г. и зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. На это же указывает и укрепление роли нашей страны в глобальной экономике и финансах, позиций России как страны-донора международного развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал