Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Институт государственной власти в РБ






Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва (монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере.В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений.Судебная власть. Суд — это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число судей в РБ 1022. 30в. Правовое государство и гражданское общество Правовое государство: понятие и признаки. Теорию правового государства разработали Локк, Монтескье, Джефферсон, Кант. Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов Велькера и Молля. Существенный вклад внесли русские ученые Чичерин, Котляровский, Новгородцев, Кистяковский. Значительным шагом к построе-нию правового государства стали конституции США 1787г. и Франции 1791г. Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.Признаки правового государства: 1.Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством. 2.Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). Верховенство гуманных законов. 3.Сфера отношений между государством, общностью и личностью регулируется не только законами, но и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативой граждан. 4.Разделение властей, общественный контроль за их функционированием. 5.Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.

Понятие и сущность гражданского обще-ства.Гражданское общество – система само-стоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребно-стей.Характерные признаки гражданского общества: Гуманизм и стабильность социальных отношений. Правовая защищенность каждого гражданина. Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности. Политический плюрализм (множество мнений), развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан. Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Основные принципы жизнедеятельности: Верховенство закона. Реальное обеспечение прав и свобод граждан. Равная ответственность государства, общества, личност

31в. Политические партии: сущность, структура, функции, типология.

Понятие и функции политических партий. Политическая партия – ос-нованное на общности идей и ценностей добровольное объединение людей, представляющих интересы опреде-ленных общественных классов, групп и слоев и стремящихся к их реализации путем завоевания государственной власти или участия в ее осу-ществлении.Американский политолог Дж. Паломбарой определил специфические для партии признаки: партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов. Партия есть организация, т.е. достаточно устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами. Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней, что характеризует партию как политическую организацию и отличает от групп давления. Партия стремится обеспечить себе поддержку со стороны народа, в том числе в таких основных формах как активное членство и голосование избирателей на выборах.

Политическая партия – сплоченное на основе идеологии и программы орга-низационно упорядоченное общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государ-ственной власти для реализации политических интересов поддерживающих социальных групп.

Классификацию типов политических партий провел французский политолог Дюверже.

- Кадровые партии – большинство европейских партий. Их структура, организация внутренней жизни и деятельности нацелена на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства. Их основное звено – комитеты партий, состоящие из активистов. Они подбирают кандидатов, изучают общественное мнение, помогают кан-дидатам в составлении предвыборных программ

- Массовые партииимеют первичные территориально-производственные ор-ганизации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дис-циплины (КПСС 20млн. человек).

Итальянский политолог Дж. Сартори дополнил классификацию М. Дюверже новым типом политических партий:

-Партия избирателей функционирует только в период избирательной кампа-нии, претендует на выражение общенациональных интересов, и стремятся привлечь на свою сторону большее число избирателей независимо от политико-идеологических взглядов.

По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящая партия – партия власти, победившая на выборах и сформировавшая Правительство. Оппозиционная партия выражает инте-ресы, ценности, которые не совпадают с целями правящего режима.

Их ключевые функции: Систематическая критика действия Правительства с указанием ошибок инедостатков. Предложение альтернативных вариантов решения социальных проблем. Контроль действия властей, соизмерение их с Конституцией, законами, предвыборными обещаниями. Подготовка условий для смены Правительства на очередных выборах.

По характеру политико-идеологических доктрин различаются партии: рево-люционные, реформаторские, либеральные, консервативные.Революционные партии нацелены на радикальное преобразование в обще-стве. Реформаторские партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламент-ских форм и методов деятельности. Ли-беральные партии считают приоритетом своей деятельности обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности, равенства граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством, народовластие, плюрализм, конституционализм, разделение властей. Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных исторически сло-жившихся форм государственной и общественной жизни. Выделяют сле-дующие типы партийных систем: Монопартийные (КПСС), Двухпартийные (США, Великобрита-ния). Многопартийные (Италия (14), Нидерланды (12), Швеция, Норвегия и Дания (по 5).Функции политической партии: 1.Коммуникативная обеспечивает взаимосвязь общества с властью. 2.Выражение и представительство интересов. 3.Разработка программ, политических доктрин, которые становятся не только основой деятельности партии, но в слу-чае прихода ее к власти превращает ее в правящую, определяет принципиальное содержание и основные направления деятельности органов государства. 4.Формирование политической элиты, кадрового состава государственного управления из числа лидеров.

5.Участие в выборах и деятельность органов государственной власти.

6.Политическая социализация граждан, формирование общественного мнения.

О политическом влиянии партии в обществе принято судить по трем крите-риям: Прочность социальной базы партии, количество поддерживающих ее программу и действия граждан (избирателей). Число депутатских мандатов в Парламенте. Численность организации в ее политических инициативах и влиянии на преоб-разование в обществе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал