Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Общественные объединения в РБ
Общественные объединения - это добровольные ассоциации граждан, объединившихся на основе общности интересов и оказывающих влияние на государственную власть с целью их реализации. Общественные объединения являются показателем демократичности политической системы, политической активности граждан, их взаимодействия с обществом и государством. Их цель заключается в поддержке стабильности в обществе, в стимулировании политического плюрализма; в реализации и защите гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав, развитии активности и самодеятельности граждан, участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов. Объединения являясь одним из важнейших элементов гражданского общества, отличаются от политических партий тем, что не ставят целью завоевание политической власти. Их деятельность в стране регулируется Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях (1994г.) и внесенными в него в 2005 году изменениями и дополнениями. По данным Министерства юстиции по состоянию на 1 января 2010 года в стране зарегистрировано более 2225 общественных объединений (226 международных, 667 республиканских, 1332 местных), 22 союза (ассоциаций), 84 фонда. Самая массовая общественная организация в стране – это Федерация профсоюзов Беларуси (около 5 млн. человек), объединяющая на добровольных началах трудящихся, связанных общими интересами по роду деятельности. ФПБ активно сотрудничает с Всеобщей конфедерацией профсоюзов (ВКП). На международной арене ФПБ пользуется поддержкой Всемирной федерации профсоюзов (ВФП) В 1993 году, в результате объединения Белорусского независимого профсоюза и Свободного профсоюза Беларуси, образовался Белорусский Конгресс демократических профсоюзов, в который входят Свободный профсоюз белорусский, Демократический профсоюз транспортников и др. Общественные объединения в Республике Беларусь можно классифицировать следующим образом: - по профессиональному признаку: Белорусский Союз предпринимателей, в который входит более 3500 предприятий, кооперативов, ассоциаций; Белорусское педагогическое общество, организация «Белорусская ассоциация прокурорских работников», «Белорусское научно-техническое общественное объединение работников продовольственной промышленности» и др.; научного и просветительского направления: общество «Знание», Белорусская академия социальных наук, Аналитический центр «Стратегия»; - общественные формирования, выражающие интересы национальных меньшинств (более 120 общественных объединений граждан 25-ти национальностей): Союз поляков, Белорусское объединение еврейских организаций и общин, татарское объединение «Аль - Китаб», белорусское общество немцев «Немецкий дом», 3 общественных организации цыган, общественное объединение украинцев «Ватра» и др.; Деятельность всех национальных формирований направлена на изучение истории, культуры и искусства своих народов, проведение встреч, семинаров, фестивалей, выставок, конференций и др. - объединения религиозной направленности: (около 140 религиозных организаций (монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества); Белорусский Христианско-демократический Союз; новые религиозные движения (белорусские общины кришнаитов, «Брахма кумарис»), центр православного просвещения преподобной Ефросиньи Полоцкой, - по демографическому признаку: молодежные (более 165, из них 23 детских организаций). Ведущая молодежная организация в стране – Белорусский Республиканский Союз Молодежи, созданный в 2002 г. в результате слияния белорусского Союза Молодежи и Белорусского патриотического Союза с целью объединения потенциала, программ, проектов. В стране действует около 40 женских организаций, таких как «Беларуская жаночая супольнасць», «Жаночая Грамада», «Рогнеда», «Белорусская общественная организация солдатских матерей», «Белорусский Союз женщин юристов», Республиканское общественное объединение «Женщина и семья» и др.; - Чернобыльской и благотворительной направленности зарегистрировано свыше 350 объединений: Белорусский социально-экономический союз «Чернобыль», «Вместе после Чернобыля», «Жизнь после Чернобыля», Белорусская благотворительная ассоциация «Мир. Контакт. Чернобыль», благотворительные объединения «Шаг от Чернобыля» и «Жизнь с Чернобылем», Республиканское общественное объединение «Милосердие» и др. - Спортивной направленности (свыше 500 объединений): «Национальный Олимпийский комитет Республики Беларусь», Белорусская федерация футбола, Федерация фигурного катания на коньках, общественное объединение «Республиканский туристко - спортивный союз» и др. Также в стране зарегистрированы объединения инвалидов, ветеранов войны и труда, 2 правозащитные организации «Белорусский Хельсинский комитет» и «Белорусская ассоциация журналистов» и др. Таким образом, можно констатировать, что в Республике Беларусь действует большое количество общественных объединений, охватывающих своей деятельностью практически все сферы общественно-политической жизни страны и выражающих интересы самых разных социальных групп населения. 36в. Политическое лидерство: сущность, функции и типология. Политическое лидерство – это приоритетное постоянное и легитивное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. В лидерстве принято выделять 2 аспекта: формальное и неформальное. Формальное лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение подчиненных. Неформальное лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его умении исполнять роль лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества. Функции 1. диагностическая функция – определение ситуации, её оценка, выделение главных проблем, выработка решений; 2. директивная функция – определение направлений действий для решения проблем; 3. мобилизационная функция – сплочение вокруг лидера группы социальных слоев, общества в целом. Политический лидер – авторитетный субъект политического процесса, личное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития. 37в. Политическая элита: сущность, функции, типология пути формирования. Политическая элита – это немногочислен-ная внутренне сплоченная привилегированная социальная группа, осуществляющая функцию руководства властными отношениями в обще-стве. Элита (от франц. elite – лучшая, отборная, избранная). Политическая элита – это лица, которые непосредственно участвуют в принятии или оказывают существенное влияние на принятие решений, связанных с использованием государственной власти или воздействия на неё. Понятие политической элиты. Понятие “элита” и его основные синонимы всегда играли и играют важную роль в гуманистических дисциплинах и особенно в политической науке. Взгляды разделяющие общество на высших и низших, аристократию и простой люд проявляется во времена разложения родового строя. Наиболее последовательными мыслителями обосновавшими элитистские идеи были: Конфуций, Платон, Аристотель, Ницше. В современной политологии применяется термин “пол.элита”, введенный итальянским исследователем Парето. Решетников. Пол.элита – организационное меньшинство, контролирующая группа, кот. явл-ся частью класса или соц. слоя и обладает реальной пол. властью, возможностью воздействовать на все функции и пол. действия данного общества. Мельник. Правящая элита – наиболее авторитетные, влиятельные члены господствующего класса, кот.непосредственно осуществляют политическую власть, обеспечивает руководство государством и общественными делами. Господствующий класс – соц. группа, владеющая осн. средствами производства и в силу этого, занимающая господствующее положение в обществе. Характерные черты пол.элиты: Относительная самостоятельность (автономность) элиты как группы общ-ва Особое политическое сознание, высокая степень внутренней интегрированности, спаянности, единая, общая воля к действию Высокий соц. статус Организаторские способности, управленческий опыт, профессионализм Функции пол.элиты: -Изучение, анализ и отражение в пол.установках интересов различных соц. групп, слоев, наций и других соц. образований -Выработка пол.идеологии, конституций, законов и доктрин -Субординация различных групп господствующего класса -Создание механизмов реализации политических замыслов, формирование механизмов власти (формирование аппарата управления) -Непосредственное руководство претворением воли класса в жизнь Формирование политической элиты обусловлено следующими факторами: 1. весьма сложно осуществить руководство политической жизнью, принимать и реализовывать политические решения, если в решении всех вопросов требуется повседневное участие миллионов людей; 2. осуществление управленческой деятельности предполагает наличие профессиональных специальных знаний и соответствующего опыта, которыми обладают не многие; 3. эффективное управление политическими процессами в обществе обязательно предпола-гает принятие и реализацию решений в короткие сроки; 4. стремление руководящего звена управления сохранить и упрочнить свою власть. Т. о., элитарность политики – это естественное состояние общества. Характерной чертой политической элиты является: сплоченность её членов, которые обладают схожими ценностными ориентирами, общей волей к действию, консолидированностью, четко выраженным групповым сознанием с сильными внутренними связями. В современных концепциях элитаризма правящая элита имеет сложную структуру и включает в себя: - политическая элита – вершина властной пирамиды, в ее состав входят руководители государства правящих политических партий, члены парламента; - деловая (экономическая) элита обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя полити-ческие партии, избирательные компании, лабируя соответствующие законы. В её состав входят крупные собственники, предприниматели, банкиры; - административная (бюрократическая) элита. Высокопоставленные чиновники государственного аппарата, которые по долгу службы должны подготавливать и следить зареализаций управленческих решений; - военная элита состоит из высших армейских чинов, командующих крупными воинскими формированиями; - идеологическая элита – ведущие деятели науки, культуры, руководители средств массовой информации, деятельность которых влияет на формирование общественного мнения в стране. 38в. Политический процесс: сущность, структура стадии протекания. Под политическим процессом понимается суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах.Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической стороной, характеризующей социально – политические отношения в обществе, государственным устройством. Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий: *конституирование (образование политической системы) *принятие и исполнение политико – управленческих решений *контроль за функционированием и направлением развития политической системы Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей. Политический процесс существует в 3 фазах: - функционирование – здесь приоритет традиции и преемственности перед инновациями в политических изменениях - развитие – непрерывность и устойчивость качественных изменений, адекватных запросам общества - упадок – политические изменения, которые не соответствуют запросам общества, застой политической жизни, нестабильность общества, недовольство граждан. Политический процессы: * внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти) * внешнеполитические (распространяются на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел). Структура политического процесса - субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована); - объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель.
|