Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Политическая культура, ее сущность. Структура, функции.
Условием формирования полит культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам. Современные концепции полит культуры. Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических ориентаций на соц-полит объекты и процессы. Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания. Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как совокупн. принятых полит системой норм и образцов полит поведения. Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения. Уровни и типы политической культуры. Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием. Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную). Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры. • Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса. • Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита. • Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности. В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической. 43в. Политические конфликты: сущность, типы, этапы, пути разрешения. Конфликт (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия.. Политический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника). Сущность конфликта в несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому по причине несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов. Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности. Негативные функции: - угроза интеграции общества - может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений – возможно возникновение раскола в малоустойчивых группах. - несет угрозу ликвидации данной пол системы. Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису. Типология политических конфликтов. Три типа пол конфликтов: - конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию. - ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство. - конфликт идентификации – характерен для обществ, в кот. субъект отождествл. себя с определенной группой (этнич, религ, язык), а не с общ-вом или гос-вом в целом. Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти. Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие. Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация. Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей. 44в. Политический кризис: предпосылки, проявления, этапы, виды, пути выхода. Кризис – резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. В политике кризис означает переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход политической ситуации из одного качественного состояния в другое. Это сбой в функционировании политической системы, выражаемый в углублении и обострении имеющихся конфликтов, во всеобщим недовольстве и возмущении народа деятельностью правящих кругов, их неспособностью решать стоящие перед страной, народом важнейшие проблемы их жизнедеятельности. Проявления политического кризиса: - неспособность государства и его органов выполнить необходимые функции, когда даже принятые законы и постановления не выполняются; - распространение политических идей, отрицающих ценность политической системы, переживающей кризисную ситуацию; - деятельность аппозитивных сил, направленная на ликвидацию существующей политической системы, государственных органов. Выделяются внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и уступов сторон, то он может перерасти в войну. В нутриполитические могут быть частными и общенациональными. К частным относятся правительственный, парламентский, конституционный и партийный. Правительственный кризис означает потерю правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров, отставке правительства и т д. Парламентский кризис – это изменения состояния сил в органах законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения и его решения расходятся с волей большинства граждан, а также в случае, если основные противоборствующие фракции в его составе ровны по силам. Итогом является роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основных законов страны, которая утрачивает легитимность. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или принятии новой Конституции страны. Партийный кризис представляет собой утрату партией своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах. Выход из кризисной ситуации возможен лишь в обновлении партии. Наиболее опасным для власти является общенациональный кризис. Если для участвующих в нем конфликтующих социально-политических сил не будет найдено приемлемого для них выхода из тупиковой ситуации, вполне может перерасти в революционную ситуацию, насильственному захвату власти одной из противоборствующих сторон. Пути разрешения политических кризисов: революция – экстремальное средство разрешения социально-политических кризисов. Нередко он сопровождается мощным потрясением, отражающимся на жизни многих поколений. Реформа. Здесь борьба интересов, мнений и идей осуществляется в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, предполагающие диалог и компромиссы. Это наиболее благоприятный результат. Однако для достижения общественного согласия требуется политическая воля, мастерство правящих сил, способных осуществлять реформирование общественной системы. Здесь все спорные вопросы должны решаться на основе переговоров, компромиссов и консенсуса. Консенсус – не единство, не единосогласие. Это своего рода взаимоуступки, терпимость к мнению оппонента, а не реальное согласие. Его суть – найти приемлемое для всех решение. Принятое такое решение путем консенсуса является гарантией преодоления кризиса.
|