Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Геополитика и процессы глобализации в современном мире






Методы – средства получения новых знаний.

1. Исторический - анализируя сегодняшнюю политику, не надо забывать, как было раньше

2. Сравнительный.

3. Системно-структурный - отношения между элементами, которые могут, состоят в системе, а могут и не состоять в системе. Необходимо исследовать элементы и отношения между ними. В каждой системе есть главные и второстепенные элементы

4. Функциональный - функция, которую выполняет каждый элемент

5. Методы моделирования.

6. Контент-анализ - текстовый анализ выступлений и т.п.Геополитика–наука о контроле человека над пространством объясняющая глобальные процессы опираясь на комплекс гуманитарных, военных, и политических факторов.

Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории и политических наук Челлен. Он обозначил термином «геополитика» область исследований государства как «географического организма или феномена пространства». Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы: Англо – американская (А. Мэхен, Ф. Коломб, Х.Маккиндер, Н. Спайкман, С.Коэн); Немецкая (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер); Российская (П.Н.Савицкий, Л.И.Мечников, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, В.П. Семенов-Тян-Шанский).

Предмет геополитики- это взаимоотношение между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем.Главными геополитическими факторами выступают: 1.территория2.Географическое положениегосударства, 3.протяженность границ и их положение4.наличие рек5.положение страны по отношению к морю, протяженность береговых линий6. климат7. почва8.недры и их богатства9. население, его численность, плотность, национальный и социальный состав.Основными категориями геополитики являются:

государство блок государств буферное государство геополитические союзники сверхдержава

3 этапа геополитики

1) предыстория геополитики-этот этап характеризуется тем, что не существует отдельной геополитической отрасли знания, а ее идеи являются составной частью философских учений и исторических исследований.

2) классическая геополитика(конец19в-1945) –характеризуется формированием основных геополитических теорий и национальных школ геополитики(немецкая-Карл Шмидт-концепция борьбы Землм и Моря, Карл Хаусхофер-идея континентального блока(Союз «Большой Германии» и «Большой России» против Англии и США))

3) постклассическая геополитикав условиях холодной войны 1947-1991гг геополитика сосредотачивается на борьбе за сферы влияния между мировой системой социализма и мировой системой капитализма.

Функции:

1) познавательная–связана с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, различных факторов, явлений и процессов. Эта ф-я отвечает за понимание глобальных и региональных сдвигов и изменением расстановки сил на мировом уровне.

2) прогностическая–она отвечает за определение ближайших и отдаленных перспектив развития геополитических сил и блоков государств, обозначение и изменение возможных конфигураций стран и военно-политических блоков.

3) управленческая-проявляется преждевсего в сборе и анализе фактической информации, выработке практических рекомендаций и тактических решений для управления геополитическими процессами.

4) идеологическая-состоит в выражении интересов, правящих элит и наций, и в манипулировании сознанием людей, формированием у них соответствующих стереотипов поведения.

Глобализация-рост взаимозависимости субъектов мирового политического процесса.

Факторы процесса развития глобализации:

Экономические – концентрация капитала, выход организационных форм экономической деятельности за национальные границы, формирование единого мирового экономического пространства.

Политические – ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов. Научно-технические – развитие технологий, рост масштабов производства, совершенствование средств распространения товаров и услуг, преобладание инновационных путей общественного питания, погоня за передовым научно-техническим опытом и потребность в повышении квалификационного уровня работников.

Информационные – выход средств общения на качественно новый уровень развития, интенсификация обмена информацией, создающая беспрецедентные возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач.

Социологические – ускорение изменений в области социальных связей и обычаев, рост масштабов социальной и географической мобильности населения Экологические – осознание людьми опасностей обострения экологической, энергетической и других глобальных проблем современности.

Субъекты международной политики в начале третьего тысячелетия располагает концепцией «строительства» нового, демократического и справедливого мирового порядка:

- демилитаризацию международных отношений

- создание глобальной и региональной систем безопасности на основе балансе интересов всех стран

- строгое соблюдение и совершенствование международных правовых норм, регулирующих отношения между субъектами мировой политики

- конструктивное взаимодействие государств и народов в обеспечении прав человека в каждой стране, во всем их объеме, предусмотренном Всеобщей декларацией прав человека

- укрепление роли ООН как центрального органа управления международными отношениями в интересах каждого государства.

 

 

49в Международные организации: сущность, типы, функции.

Международными называются организации, созданные в соответствии с международным правом для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной и иных областях, членами которых являются представители двух и более стран. Они имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Создаются на основе многостороннего договора или специальных соглашений. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (общественные) организации. Международные межправительственные (межгосу-дарственные) организации являются стабильными объединениями государств и обладают рядом признаков. Во-первых. Они создаются в соответствии с международным правом. Во-вторых, в основе международных организаций лежат международные договоры. В-третьих, цель создания международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной 9НАТО), экономической (ЕС) и в др. в- четвертых, все международные организации должны иметь организационную структуру. Они имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. В-пятых, они имеют самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладают автономной волей. Они имеют больше рычагов влияния на политику, чем неправительственные. Международными неправительственными (негосударственными, общественными) организациями считаются такие организации, которые учреждаются не на основе межправительственного соглашения, а на основе частных инициатив. Такие организации должны быть призваны хотя бы одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учрежденного акта. Определенным преимуществом этих организаций является отсутствие бюрократических структур и возможность прямого воздействия на парламенты и правительства своих стран. Оказывают большую помощь нуждающимся в различных регионах мира. Международные организации могут выступать как от своего имени, так и от имени входящих в них государств. Разрешая те или иные проблемы они на добравольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учетом законных интересов всех участников мирового политического процесса.

Если в начале 20 в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их около 300 межгосударственных и более 2500 неправительственных. Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), -1875г. (Брюсель) – выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций. В настоящее время в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных. В качестве примеров современных международных организаций можно привести: - региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.; - экономические организации: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и т. д. - финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и т. п. - организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и др. - торговые организации: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т. д. - профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная организация труда (МОТ) и др. - демографические организации: Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) и пр. - организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т. п. - военные организации: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), Западноевропейский союз (ЗЕС) и др. - профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная федерация профсоюзов (МФП). - организации в поддержку мира: Всемирный Совет мира (ВСМ). - религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК) и др. - экологические организации: Гринпис, «Друзья Земли» и т. п. - межпартийные организации: Социалистический интернационал, Африканский Социалистический интернационал и др. Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Членом может стать любое государство, которое готово признать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Сегодня членами ООН являются 192 страны.

50в. Организация объединённых наций: структура, функции, проблемы реформирования

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Структуру руководящих органов, согласно ст.7 Устава, составляют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, экономический и социальный совет, совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии. Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. Экономический и Социальный совет осуществляет под руководством Генеральной Ассамблеи функции ООН в сфере экономического и социального сотрудничества членов ООН. Совет по опеке был призван следить за осуществлением государствоми, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В 2000 г. ООН объявила о конце существования колониальных и зависимых территорий в мире, в связи, с чем миссия Совета по опеке завершилась. Международный суд – главный судебный орган ООН (правовые споры межу государствами) и Секретариат – главный административный орган ООН (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН). В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки (ЮНЕСКО); Международный суд и др. Кроме того, ООН реализует ряд международных программ: по контролю над наркотическими средствами, по окружающей среде (ЮНЕП), мировую продовольственную и по вирусу иммунодефицита человека. За время своего существования ООН внесла большой вклад в развитие международного права, содействовала процессу ликвидации колониальной зависимости и обретению народами Азии, Африки государственной независимости. Однако в реализации своей главной задачи – обеспечения международного мира и безопасности, предотвращения конфликтов между странами и народами – ООН оказалась наименее эффективна. В последние годы развернулась бурная дискуссия о необходимости реформирования ООН.

51в. Внешняя политика РБ: основные направления и приоритеты

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

1)защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

2)защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

• равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; (добиться обеспечения экономической безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую экономику и вступления в ВТО)

• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

• формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; (Российская Федерация, участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), Украиной, Польшей, Литвой и Латвией, с государствами Центральной и Западной Европы, с США и Канадой, с Китаем, Индией и Японией, Венесуэла).

• содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

• участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

1. создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте;

2. защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей – резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке; обеспечение условий роста экспорта;

3. развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики;

4. обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.

5. Важным направлением белорусской внешней политики является обеспечение международной поддержки в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы. В этих целях Республика Беларусь выступает за: активизацию сотрудничества для решения экологических, социально-экономических, медицинских проблем, вызванных аварией на ЧАЭС.

Беларусь активно участвует в деятельности ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, Всемирного банка, ВОИС и других международных организаций в интересах международного сотрудничества и национального развития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал