Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Затраты на качество [1].Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 9. Экономические аспекты управления качеством
При определении основных подходов к учету затрат на качество, необходимо акцентировать внимание на следующем [1]: 1. Качество – это то, что желает получить потребитель (покупатель); 2. Качество измеримо и не является субъективным понятием; 3. Поскольку качество может быть измерено, им можно управлять; 4. Высшие руководители хотели бы принимать решения на основе экономических соображений и возможностей получить прибыль. Частью работы представителя руководства по качеству и начальника отдела (бюро) управления качеством является представление информации о качестве в таком виде, который легко воспринимался бы высшим руководством и позволял принимать решения [1]. Это означает, что представитель руководства по качеству и отдел управления качеством должны обеспечить представление информации с позиций стоимости и потенциальной экономии. Расходы, связанные с качеством, определяются ошибками, задержками, отказами и всякими мероприятиями, которые не добавляют ценности конечному продукту. Предупреждение ошибок и использование улучшенных технологий дают определенное сбережение затрат. Определенные улучшения могут быть достигнуты и за счет честного отношения к своему делу отдельных сотрудников (обеспечивающих постоянную экономию, оказывающих все необходимые услуги и сообщающих потребителям уверенность в том, что они получают продукцию или услугу престижного качества) [1]. Другими словами, высокое качество снижает затраты, позволяет лучше использовать ресурсы и является дружественным окружающей среде. Ниже будут рассмотрены различные пути оценки расходов, связанных с качеством [1]: 1. Подход Тагути, утверждающего, что всякая изменчивость связана с расточительством, а низкое качество измеряется общими потерями для общества. 2. Модель PAF (Prevention, Appraisal, Failure – Предупреждение, Оценка, Отказы), которая в 1970 г. впервые была опубликована Американским обществом по управлению качеством под названием: «Quility costs – What? («Расходы по качеству – что и как?). В 1990 г. этот подход был положен в основу Британского стандарта BS6143: Часть 2: 1990, «Введение в экономику качества – модель затрат, связанных с предупреждением, оценкой и отказами» [20, 21]. Эта модель PAF хороша для производственных предприятий. 3. Модель стоимости процесса (хороша для организаций, занимающихся предоставлением услуг, но пригодна и для производственных предприятий) – изложена в Британском стандарте BS6143: Часть 1: 1991, «Руководство по экономике качества – стоимостная модель процесса» [21, 22]. Масштабы затрат, связанных с качеством, по западному опыту обычно лежат в диапазоне 5…25% от торгового оборота компании.
Методы определения и оптимизации затрат на качество. Анализ затрат на качество [1]
В этом параграфе рассматривается модель PAF «Prevention – Appraisal – Failure», что переводится на русский язык в виде «Предупреждение – оценка – отказы».
Классификация затрат на качество [1]
Классификация затрат на качество, используемая в модели PAF, приведена на рис. 2.1. Общие затраты на качество по этой модели делятся на две группы [4, 20, 21]: - затраты на достижение соответствия по качеству (их следует рассматривать как инвестиции, полезные затраты); - затраты, связанные с несоответствием по качеству (потери, вредные и бесполезные затраты).
Рис. 1 Классификация затрат на качество по модели PAF [4, 20, 21] Первая группа «Затраты на достижение соответствия по качеству» делится на 2 категории: А. Затраты на оценку качества – стоимость оценки достигнутого качества. В эту группу затрат входят стоимость контроля, испытаний и т. п., проводимых в процессе производства и после его завершения, например, затраты на [20]: а) входной контроль; б) выбор способа контроля; в) проведение лабораторных приемочных испытаний; г) контроль и испытание; д) контрольное и испытательное оборудование; е) поверку приборов и средств измерений, используемых в отделе технического контроля (ОТК); ж) материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний; з) анализ и доклад о результатах контроля и испытаний; и) утверждение и одобрение доклада; к) оценку (инвентаризацию) запасов материалов, сырья, комплектующих. В. Затраты на предупреждение несоответствий – стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение дефектов и отказов, например, затраты на [4, 20]: а) планирование качества; б) разработку и конструирование измерительного и испытательного оборудования; в) анализ качества и проверку конструкции; г) поверку средств измерений, используемых для оценки качества в производственных цехах; д) техническое обслуживание производственного оборудования; е) подготовку кадров в области качества; ж) анализ и доклад о характеристиках качества; з) утверждение и одобрение доклада; и) программы по совершенствованию качества.
Вторая группа «Затраты, связанные с несоответствием по качеству» подразделяется на следующие 2 категории [4, 20]: С. Затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации – внутренние расходы, которые несет производственная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации до отправки продукции потребителю), например, затраты на [4, 20]: а) брак; б) замену, переделку и ремонт; в) поиск и устранение неисправностей; г) анализ дефектов и отказов; д) повторные испытания и контроль; е) разрешения на отклонения, модификацию и уступки; ж) понижение класса качества; з) простои (упущенная выгода).
D. Затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации – внешние затраты, возникающие за пределами производственной организации (после смены владельца) в результате неудачи в достижении установленного качества, например, затраты, связанные с [4, 20]: а) жалобами; б) гарантийным ремонтом или возвратом; в) отвергнутой и возвращенной продукцией; г) уступками; д) потерями продаж (упущенной выгодой); е) расходами на отзыв продукции; ж) ответственностью за продукцию.
Сбор данных и отчет о затратах на качество [1] Сбор данных и составление отчета о затратах, связанных с качеством, должен входить в обязанности экономического отдела, однако, инициировать начало работы по учету затрат на качество, несомненно, должен отдел управления качеством [21]. Исторически сложилось так, что до сих пор затраты, связанные с качеством, не рассматривались как требующие особого внимания со стороны руководства. Поэтому данные о затратах не представлялись в той форме, которая определена моделью «Предупреждение - оценка - отказ» (PAF). Может оказаться, что представлять данные о затратах по качеству в подобной форме (используя традиционные методы сбора, обобщения и представления информации) будет сложно. Более того, до тех пор, пока в организации не начнет работать эффективная система менеджмента качества, установить порядок сбора информации о затратах, связанных с качеством, может оказаться невозможным. Поэтому часто именно отдел управления качеством (ОУК) предпринимает первые шаги по сбору и оценке затрат, связанных с качеством. При оценке затрат первоначальная попытка расчета может привести лишь к приблизительным данным (их следует рассматривать лишь как первый опыт).
Цели первых шагов отдела управления качеством по предварительному анализу затрат по качеству [1]
Первые шаги отдела управления качеством по предварительному анализу затрат на качество преследуют следующие цели [21]: а) Подключение к расчетам экономического отдела для того, чтобы: - продемонстрировать ему, что от него хотят; - определить, где возникают трудности с представлением данных в необходимой форме; - получить уверенность в том, что окончательно получаемые данные найдут поддержку у экономического отдела; - подготовить сотрудников экономического отдела к последующему сбору данных на постоянной основе; в) Получение данных, которые были бы достоверными в известных пределах: - не привлекая дополнительных ресурсов для точных расчетов, в которых нет особой необходимости; - нацеливаясь на выявление основных статей затрат; с) Представление результатов анализа высшему руководству для того, чтобы: - дать количественное представление о затратах, связанных с качеством, и потенциально возможной экономии; - дать средства для сравнения продукции с продукцией, подразделения с подразделением, подряжаемой компании с ее конкурентами; - дать основу для выработки дальнейших целей и оценки степени их достижения; - поощрить инициативу по сбору данных о затратах, связанных с качеством, на постоянной основе; - предложить мероприятия по управлению и ограничению расходов, связанных с качеством.
Источники данных о затратах, связанных с качеством [1]
В качестве источников данных о затратах, связанных с качеством, могут быть использованы [21]: - ведомости по зарплате; - отчеты о производственных расходах; - отчеты о браке; - разрешения на отклонения и отчеты о переработке и устранении дефектов; - отчеты о командировках; - данные о стоимости продукции; - отчеты о расходах на ремонт, замену и гарантийное обслуживание; - протоколы (записи) контроля и испытаний; - протоколы (записи) анализа материалов; - бюджеты подразделений и т.п.
|