Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные сложности, возникающие при оценке
затрат на качество [1]
При оценке затрат на качество может возникать много вопросов [21], например: 1) относятся ли расходы на поверку измерительного оборудования к затратам на предупреждение или являются частью затрат на оценку? Ответ зависит от того, где используется это оборудование. Если в ОТК – то это затраты на оценку, если в производственном цехе при самоконтроле – то это затраты на предупреждение; 2) часть персонала может работать, занимаясь одновременно: - написанием методик по качеству (предупреждение); - калибровкой и настройкой контрольного оборудования (оценка); - работой с браком, обнаруженным при контроле внутри организации (отказы внутренние); - работой с браком по жалобам потребителей (отказы внешние); Распределение затрат времени таким персоналом можно выяснить, например, интервьюированием (опросом) или путем проведения так называемого фотографирования рабочего времени; 3) затраты, связанные с необоснованными возвратами продукции, следует игнорировать. Рекомендуемые этапы сбора данных о затратах на качество [1]
Пять рекомендуемых этапов сбора данных о затратах на качество включают в себя следующее [21]: 1. Этап вычисления затрат, непосредственно связанных с функцией качества: - оплата труда сотрудников отдела управления качеством (включая начисления на зарплату, отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.п.); - затраты, связанные с использованием помещений (арендная плата, отопление, освещение, охрана и т.п.); - отчисления на содержание вспомогательного персонала, канцелярские и другие административные расходы; - амортизационные отчисления на специальное оборудование для контроля качества (включая компьютеры); - стоимость расходуемых материалов. 2. Этап вычисления затрат, связанных с качеством и относящихся к функциям, выполняемым сотрудниками организации вне отдела управления качеством, например: - часть (х %) зарплаты сотрудника отдела обслуживания потребителей, который занимается возвратом отказавшей продукции от потребителя; - другие накладные расходы, перечисленные в п.1. 3. Внутренние затраты, связанные с «заложенными в бюджет» затратами, например, если запуск материала, необходимого для изготовления 100 штук продукции, составляет 110 единиц, то стоимость 10 единиц должна быть включена во внутренние затраты, связанные с отказами. 4. Внутренние затраты, связанные с «непредвиденными отказами», например, те затраты, которые не были запланированы при запуске материалов в производство (подобные затраты возникают в результате повторного контроля и переделки продукции, при отвлечении людей на оформление отчетов и на анализ брака, при утилизации отходов, при заказе новых материалов, при задержке отгрузки и т.п.). 5. Расходы, связанные с отказами после смены владельца, т.е. после доставки продукции к потребителю, а в некоторых случаях после приемки продукции потребителем. Динамика изменения соотношения между категориями затрат на качество, используемых в модели «Предупреждение – оценка – отказы» [1]
Расходы, связанные с отказами (как внутренними, так и внешними) обычно бывают очень высоки, если затраты на оценку и предупреждение отказов малы. По мере того, как организация продвигается вперед от выявления и устранения отказов к их предупреждению, общие расходы, связанные как с внутренними, так и с внешними отказами, снижаются – при возрастании расходов на оценку и предупреждение. Это иллюстрируется ставшей уже классической диаграммой [21], приведенной на рис. 2.2. Затраты, связанные с предупреждением, имеют самый запоздалый пик. Пики затрат, связанных с оценкой и отказами, предшествуют ему.
Рассмотренная модель PAF легко применяется при анализе затрат на качество продукции в промышленности, но в меньшей степени применима при анализе затрат на процессы и услуги. Модель PAF основана на вычислении конкретных расходов, связанных с «количеством» конкретного продукта.
Рис. 2 Изменение затрат на качество по мере его улучшения [21]
Модель стоимости процесса [1]
В ходе все более прочного утверждения принципов обеспечения качества и «Всеобщего управления качеством» (TQM) стало ясно, что любая деловая активность определяется процессами, а следовательно, необходимо построить стоимостную модель [21, 22], учитывающую все процессы, из которых она складывается. Это представление находится в русле философии TQM, которая требует руководства процессами, а не просто результатами на выходе. Этот кажущийся простым, но на самом деле фундаментальный принцип должен быть как следует усвоен, т.к. без этого нельзя понять смысл стоимостной модели процесса.
Рис. 3 К стоимостной модели процесса
Каждый процесс имеет свои входы и выходы, причем, как желательные, так и нежелательные. Элементы стоимости процесса: - люди (персонал); - оборудование и энергия; - материалы; - окружающая среда.
|