Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения






Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ход, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Неподготовленная речь порождается одновременно с ее произнесением, она строится по законам того языка, которым пользуется говорящий, но применяет их специфически. В публичных выступлениях широко используются готовые клише, вставляемые в речь-импровизацию. Устная речь – это речь говоримая, она предполагает словесную импровизацию.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения. Поскольку устной речи свойственна импровизация и неподготовленность, то, в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой.

Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных остановок, пауз, в повторении отдельных слов, слогов, звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа

Как это сказать?..

Как бы… и т.д.

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания устного неподготовленного высказывания. Если случаев прерывистости немного и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.

Для устной речи характерны две особенности: избыточность и лаконизм.

Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Это объясняется условиями создания устного ответа, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Эти приемы сценичны, поэтому их часто используют ораторы.

Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации.

Конечно, употребление тех или иных форм и конструкций, отбор наиболее точных слов в устной речи зависит от целого ряда обстоятельств:

· От содержания высказывания и его назначения;

· От того, где и когда происходит общение;

· От того, присутствует ли собеседник, насколько он подготовлен к восприятию;

· О того, кто говорит, насколько он знает предмет разговора;

· От общей языковой культуры и т.д.

Кроме того, большое значение имеют вид речи (монолог или диалог), его принадлежность к функциональным стилям.

Тем не менее могут быть выделены некоторые общие особенности устной формы литературного языка:

· В устной речи основным выразителем коммуникативного членения является интонация;

· Тенденция к расчленению высказывании, которая выражается в широком употреблении присоединительных и вставных конструкций, вводных слов;

· Повторение предлога перед определением, стоящим после определяемого слова (Подружился с товарищами с хорошими и т.д.).

Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной.

Неофициальная – только личной.

Слушатели непринужденного рассказа – полноценные участники акта коммуникации, они могут перебивать говорящего, задавать ему вопросы, что не свойственно адресату публичного официального сообщения.

Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.)

Основное различи между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее.

Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).

Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. И поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя.

Повседневная речь «вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым сложившуюся психическую систему устной речи» (Л.С.Выготский).

Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Именно поэтому письменная речь включает в свой состав ряд уровней:

· поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, подбор слов с противопоставлением их другим лексическим альтернативам;

· сознательные операции синтаксического уровня, которые в письменной речи составляют одно из существенных звеньев;

· выбор структуры высказывания.

Таким образом, если речь предназначена другому, которого не видишь и не слышишь, используется письменная форма, характеризующаяся, прежде всего, подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Письменная речь поэтому является новым и мощным средством мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь (А.Р.Лурия).

Кроме того, письменная речь выступает аппаратом членения и осознания строя языка, играет существенную роль в развитии внутренней речи (Б.Г.Ананьев).

Подготовленность письменной речи связана прежде всего с понятием композиции текста.

Композиция текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего деления его на части и совокупности композиционно-речевых форм. Именно композиция является одним из критериев отграничения текста от случайных цепочек предложений, которые композиционно не оформлены.

Композиция связана с понятием жанра письменного текста. Жанровые различия письменной речи наблюдаются как в построении, так и в стилистических приемах развития темы и основной мысли.

В качестве наименьшей, но в то же время основной единицы композиции выступает абзац.

Изучение структуры абзаца в различных жанрах дат алгоритм для быстрого чтения и способствует овладению композицией различных жанров письменной речи в ее функциональных стилях.

Всякий письменный текст представляет собой сложное высказывание о действительности. Это означает, что все слова и предложения текста должны быть соотнесены с действительностью. Отнесенность сообщения к действительности выражается в письменной речи с помощью категории предикативности (предикат – лат. Praedicatum - сказуемое).

Предикативность – отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Кроме того, все слова текста должны быть соотнесены с понятиями, что связано с референцией (референция – лат. Referre - сообщать. 1. Справка о службе, отзыв. 2. Характеристика, даваемая лицу или предприятию другим лицом или организаций).

Для построения письменного высказывания необходимо соблюдать правила дух типов:

· правила референции;

· правила предикации.

Одна из основных целей пользования языком заключается в сообщении фактов о предметах, лицах и событиях. Это значит, что пишущий обязан ответить на вопросы (О чем? О ком?) и что об этом (о нем) он хочет сказать.

Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «данного», и «ремы» или «нового» сообщений.

Таким образом, для освоения правил письменной речи необходимо научиться выделять в предложении предмет и содержание сообщения, выражать предмет и содержание сообщения группой связных слов; выражать содержание сообщения несколькими взаимосвязанными предложениями.

Жанры письменной речи:

1) Аннотация;

2) Конспект;

3) Реферат;

4) Рецензия;

5) Отчет;

6) Статья;

7) Репортаж;

8) Заметка;

9) Рассказ;

10) Письмо;

11) Объявление;

12) Отзыв.

Разновидности монологической речи по обобщенному (типовому значению)

Монологический и диалогический тексты различаются между собой как с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации, так и с точки зрения действующих в них закономерностей текстообразования.

Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений.

Диалогический текст представляет собой альтернирующую цепочку предложений, которая образуется чередованием высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта, то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул «реакция), допускающие различные координации.

Общими чертами для монолога и диалога являются:

· смысловая целостность,

· тема–рематическая организация,

· коммуникативная преемственность,

· наличие структурных показателей связности.

Однако каждый из видов текста имеет и свои специфические черты.

1) Диалог

Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»).

Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.

Диалогическое общение представляет собой не один какой-то вид речевой деятельности его участников, а речевой акт (обмен информацией), в котором говорение и слушание – неразрывно связанные виды речевой деятельности.

2)Полилог

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.).

Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.

Правила участия в полилоге:

1. Каждый участник говорит коротко и убедительно.

2. Внимательно слушает, следит за ходом обсуждения, стараясь понять других.

3. Задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников, возражает (если это поможет решить проблему).

4. Дружелюбен, корректен. Остроты, оригинальность, тонкие намеки или приятный юмор не должны переходить границы деловитости и уводить разговор в сторону.

3)Монолог

Монолог (от греч. monoV - один и logoV - речь) – компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие от диалога не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающую определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.

За пределами художественного произведения форму монолога принимают отдельные разновидности устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступления по радио, телевидению.

Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь) характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, местоимений и глаголов 2 лица. Например:

«А вы! О боже мой! Кого себе избрали» (А.С.Грибоедов)

А также глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления.

Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика).

Л.В.Щерба писал: «Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать».

Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции. Невербальные средства общения (мимика, жесты) в монологе используются ограниченно.

Диалогическая речь:

1) двусторонность;

2) обмен репликами;

3) свернутость (сокращенность)

4) непосредственная контактность

5) зависимость реплик каждого партнера от речевого поведения другого;

6) единство порождения и восприятия речи;

7) тесная связь с ситуацией общения;

8) ярко выраженная эмоциональность;

9) широкое использование невербальных средств общения;

10) основная единица – диалогическое единство;

11) эллиптичность;

12) перестановка слов, частей фразы;

13) изобилие речевых клише.

Монологическая речь:

1) односторонность;

2) непрерывность, связность;

3) развернутость;

4) опосредованная контактность;

5) последовательность, логичность, смысловая законченность;

6) порождение речи;

7) опосредованная связь с ситуацией общения;

8) сдержанная эмоциональность;

9) умеренное использование невербальных средств;

10) основная единица – сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое (ССЦ);

11) полносоставность;

12) полноструктурность, линейность;

13) отсутствие речевых клише (их наличие говорит о недочетах пишущего, говорящего)

Тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления) Текст – мысли человека о реальной действительности
Повествование Сообщение о действиях предмета в определенной последовательности Описание Сообщение об одновременных признаках предмета Рассуждение Объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей Оценка Выражение отношения к чему-либо, мнения о чем-либо. Оценка - выражение отношения к кому-либо (речевой этикет)
       

 

В зависимости от содержания, то есть от того, какой вопрос раскрывается в сообщении, наша речь строится по-разному. Это может быть описание (Кто? Какой?), повествование (Что это? Как происходит?), рассуждение (Почему эти предметы, явления такие? Почему это так происходит?).

Это разные типы речи. Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак, предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Типы речи имеют существенные признаки:

1) функция;

2) значение (формальным способом выявления которого становится вопрос);

3) строение и языковые средства.

По функциям тексты делятся на две большие группы:

1) тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления);

2) тексты, мысль человек о реальной действительности.

По значению тексты делятся на

3) описание;

4) рассуждение;

5) повествование;

6) оценку.

7) формулы речевого этикета.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал