Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акты применения права (АПП): понятие, виды, требования.
Акт применения права- такой правовой акт, к-ый содержит индивид властное предписание, вынесенное компет органом в результате решения конкретного юридического дела Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деят-ти и обладает следующими особенностями: — исходит от компетентных органов; — носит государственно-властный характер; — носит индив-ый (персонифицированный), а не нормативный хар-р, поскольку адресован конкр субъектам, указывает на то, кто в дан ситуации обладает субъек-ми правами и юр обяз-ми; — имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний д. иметь опред стр-ру и состоять из вводн, описат, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, — на акты гос и негос (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юрид природе-на основные (выражают конечное решение юр дела, н-р, приговор) и вспомогат (подготавливают издание осн-х актов, в частности пост-е о привлечении лица в кач-ве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру — на материальные и процессуальные.
86. Пробелы в праве. Применение права по аналогии. Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующзак-ве необходимых юр норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсут-ть конкретная норма права, призванная регул- данные фактические обстоятельства. Сущ-ют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права Аналогия закона- реш-е конкр юр дела на основе правов нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Аналогия права — это решение конкретного юрдела на основе общих принципов и смысла права. Дан способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, к-ая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), к-ые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.
87. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам Толкование норм права- деятельность, направленная на установление содержания юр норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его соц направленность, место в системе прав регулир-я и т.п. Толкование необх-мо в связи с абстрактностью юр норм, спец-ой терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юр предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: — уяснение (для себя); — разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют на: — офиц-ое (дается уполном-ми на то субъектами, содержится в спец акте, влечет юр последствия); — неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любымгражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
|