Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акты применения права (АПП): понятие, виды, требования.






Акт применения права- такой правовой акт, к-ый содержит индивид властное предписание, вынесенное компет органом в результате решения конкретного юридического дела

Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деят-ти и обладает следующими особенностями:

— исходит от компетентных органов;

— носит государственно-властный характер;

— носит индив-ый (персонифицированный), а не нормативный хар-р, поскольку адресован конкр субъектам, указы­вает на то, кто в дан ситуации обладает субъек-ми правами и юр обяз-ми;

— имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как действие (дея­тельность) и как акт-документ. Последний д. иметь опред стр-ру и состоять из вводн, описат, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим ос­нованиям:

1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, — на акты гос и негос (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) по юрид природе-на основные (выражают конечное решение юр дела, н-р, приговор) и вспомогат (подготавливают издание осн-х актов, в частности пост-е о привлечении лица в кач-ве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

 

86. Пробелы в праве. Применение права по аналогии.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующзак-ве необходимых юр норм. Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсут-ть конкретная норма права, призванная регул- данные фактические обстоятельства.

Сущ-ют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права

Аналогия закона- реш-е конкр юр дела на основе правов нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юрдела на основе общих принципов и смысла права. Дан способ преодоле­ния пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, к-ая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), к-ые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

 

87. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права- деятельность, направленная на установление содержания юр норм.

В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его соц направленность, место в системе прав регулир-я и т.п. Толкование необх-мо в связи с абстрактностью юр норм, спец-ой терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юр предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

— уяснение (для себя);

— разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

— офиц-ое (дается уполном-ми на то субъектами, со­держится в спец акте, влечет юр последствия);

— неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толко­вание классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, ко­торый издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномочен­ных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любымгражданином);

2) профессиональным (дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал