Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основания, функции, принципы и виды юридической ответственности.
ЮО — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основания ЮО: а) Норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, — нормативное основание. б) Правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт — фактическое основание. в) Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, — конкретное основание. Функции ЮО (обусловлены целями): 1) Карательная (штрафная); 2) Правовосстановителъная (компенсационная); 3) Предупредительная (превентивная); 4) Воспитательная функция; 5) Охранительная функция; 6) Регулятивная функция. Принципы ЮО: 1) законности - ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных законом основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией юридических норм. 2) гуманизма. 3) ответственности за вину. 4) справедливости. 5) равенства перед законом. 6) целесообразности. 7) недопустимости удвоения наказания -за одно и то же деяние недопустимо неоднократное наказание. 8) неотвратимости наказания. 9) индивидуализации наказания 10) оперативности - лицо д.б. привлечено непосредственно после совершения правонарушения. Виды ЮО: 1) По отраслевому признак: уголовная, административная, гражданско-правовая, трудовая… Особым видом ЮО в литературе предлагается считать конституционную ответственность, предусмотренную К.РФ (например, Гос. Дума может выразить недоверие Правительству). 2) В зависимости от содержания ЮО подразделяется на: - личную, - материальную, - дисциплинарную.
98. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения. ЮО — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Признаки ЮО: 1) это всегда государственное принуждение. 2) наступает только за совершенное правонарушение. 3) предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. 4) осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии. 5) Вид и мера государственного принуждения определяются исходя из санкции юридической нормы. Не всякие случаи применения государственно-принудительных мер можно характеризовать как ЮО. Не будучи таковой, иные меры не обладают и признаками ответственности. Рассмотрим эти меры: 1) Принудительные меры воспитательного характера. Это меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не достигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права. 2) Принудительные меры медицинского характера — меры государственного принуждения к лицу, совершившему уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости. 3) Меры защиты. Это меры гос. принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (принудительное взыскание алиментов…) 4) Меры пресечения — меры гос. принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений. Например: доставление, задержание, личный досмотр… 5) Реквизиция — принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер: стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др.
99. Понятие и принципы законности Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Для зак-сти необходимы два условия: __ наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона); — их выполн-е, ибо т-ко наличия даже самых совершеных зак-в будет недостаточно (формальн стор-а). Принципы зак-сти: 1) единство (понимание и применение норматив актов д.быть одинаковым на всей тер-рии страны); 2) верх-во К РФ и закона (подчиненность КРФ и законам всех иных норм-х и индивид-х прав-х актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть наруш-е зак-ти); 3) гарант-сть прав и свобод чел-ка и гр-на (с 1стороны, без зак-сти права и свободы гражд-на не м.б. реализованы, ибо зак-сть служит их важн гарантией; с др. стороны, сами права и свободы, их осущ-ие явл-ся показателем состояния зак-ти и демократии в обществе); 4) связь зак-ти с культурой (от культур уровня общ-ва и должн лиц зависит состояние зак-сти; и наоборот, соблюд-е зак-ства явл-ся одним из сущ-ных усл-й и показателей культур уровня общества); 5) связь зак-сти с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона). 6) пр-п презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 К РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении прест-я считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусм ФЗ порядке и установлена вступившим в зак силу приговором суда».
100. Законность, пути укрепления в РФ. Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Законность-величайш соц ценность, основа нормал жизни общ-ва, его гр-н. Поэтому ее укрепление — одна из главных задач, стоящих перед общ-ом, одно из осн-х направлений деят-ти гос-ва, его функция. К сожалению, состояние зак-ти в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло кол-во правонаруш-й, в том числе наиболее опасных из них — преступлений. В обществе необходима спец юрид, государ-властная деятсть по обесп-ю зак-ти. Формы этой деят-ти весьма разнообразны. Основными из них являются: * Убеждение как метод укрепления зак-ти состоит в повышении правосознания как гр-н, так и должн лиц. * Правовое воспитание- внедрение в сознание людей знания права, понимания необх-ти исполнения его треб-й, чувства нетерпимости к любым нарушениям зак-ва. Это обеспеч-ся созданием стройной системы прав-го воспитания, обучения, ср-в пропаганды и систем-кой планомерной работой в дан направлении. Важн знач-е имеет обучение гр-н умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возм-х правонаруш-й путем тщат-го изучения причин и усл-й, способ-х совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации. Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении зак-ти. В нашей стране имелась богатая практика привлечения ее к этой деят-ти. Товарищеские суды, народные дружины, различные обществ образования гр-н проводили большую работу по обеспеч-ю зак-ти и укреплению дисциплины в труд коллективах, по месту жительства, в обществ-ых местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит гос-ву. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, к-ые проводятся в жизнь прежде всего правовыми ср-ми. Можно назвать следующие пути осущ-я этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего зак-ва, повышение роли правосудия, улучшение деят-ти правоприменит-ных и правоохранительных органов.
101. Правопорядок: понятие и принципы. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок - урегулированностъ общ.отн-й, участниками к-х м.б. ФЛ, органы всех ветвей гос.власти, ОМС, д/л, объединения граждан и т.д. Правопорядок м.б. рассмотрен как конечный рез-т действия юр.норм, как выражение правомерного поведения субъектов общ.отн-й. Тесно связаны с правопорядком понятия конституционности (подчинение К РФ) и законности (соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов). Они по своему содержанию пересекаются, но полностью содержание правопорядка не исчерпывают. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права; возникает в р-те реализации норм; обеспечивается гос-вом; создает условия для организованности общ.отн-й, делает чел-ка более свободным; выступает итоом законности. Принципы: наличие в обществе и государстве НПА, а также соблюдение принципов права. Нарушение правопорядка - принятие актов, к-рые противоречат прав.принципам нормотворчества; наличие и действие принципа иерархии по юр.силе; соблюдение, исполнение и использование конст.положений и норм з-нов гр-ми, осуществление, реализацию актов всеми субъектами права; обеспечение и эффективная охрана (защиту) действия всего массива актов. Общ.порядок - состояние упорядоченности общ.отн-й, к-рое достигается с помощью не только прав.норм и их соблюдения (законности), но и других соц.норм и их соблюдения (дисциплины). Шире «правопорядка».
|