Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юридическая практика: понятие, виды, значение в правовом регулировании.⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Юридическая практика – это д-ть, направленная на принятие юридических решений общего или индивидуального характера. Два проявления юридической практики: а) Это процесс принятия юридических решений; б) это опыт правоприменения. Виды: 1) Правотворческая (в т.ч. законодательная); 2) Праворазъяснительная; 3) Правоприменительная (особенно судебная); 4) Юридическая практика граждан и организаций (в сфере заключения договоров, составления завещаний, доверенностей…). Значение: - обеспечение реализации норм права в жизни людей; - может конкретизировать и индивидуализировать конкретные нормы закона; - может восполнять пробелы права; - оказывает обратное влияние на правотворчество.
111. Юридический процесс: понятие и виды Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юрид деят-ти, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права. Данный процесс регулируется соответ правовыми нормами, а его рез-ты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах. Юр процесс присущ любой юр-ки значимой деят-ти (законотворч, исполнительно-распорядит, судебной), содержит ее программу и выступ существенной гарантией точного соблюдения и результатив-го осуществления правовых предписаний. Юрид процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в юр деятельности, содействовать реализации норм материальн права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права. Юр процес-всегда опред-ая система, состоящ из послед-но соверш-ых действий и прин-ых актов. В зав-ти от предмета прав-го регул-я (отраслевого признака) юрид процесс подразделяется на гражд, угол, админист, констит. Гражд процес право (ГПК Рф) и угол-процес право (УПК РФ) регул-ют соответственно гражд судопроизводство и предварительное расследование и суд. производство по угол делам. Арбитражный процесс является разновидностью гражданского процесса. Администр процесс пока еще не выделился из гражд процесса, хотя определен предпосылки для этого есть. В настоящее время администр судопроизводство регулируется гл. 22-25 ГПК. Конституционный процесс находится в стадии прав формир-ия, поисков оптимальных средств и путей осуще-ия конституц-го контроля. В зав-ти от природы принимаемых решений юрид процесс может классиф-ся на правотворческий (воплощается, н-р, в регламентах Гос Думы и Совета Федерации Федер Собрания РФ), с помощью к-го принимаются норматив акты, правоприменительный (воплощается, н-р, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью к-го принимаются правоприменит акты, право-разъяснительный (воплощается, н-р, в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), с помощью к-го принимаются интерпретационные акты.
112. Соотношение государства и права Проблема соотношения гос-ва и пр-ва приобрела в последнее время дискуссионный хар-р. В лит-ре сформулированы 2 противоположные теорет позиции по этой проблеме. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что гос-во выше и важнее права, что оно творит п-во и использует его как инструмент своей политики. Эта конц-я опир-ся на марксистское понимание гос-ва и п-ва и была распр-на в отече научной и учеб лит-ре. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, по к-ой право выше и важнее г-ва. Она стала активно утверж-ся в нашем общ-ом сознании в последние годы. Обе конц-ции не имеют серьезного науч обоснования. Они не т-ко не анализируют соот-мые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу.На практике же противопоставление, столкновение г-ва и п-ва неизбежно ведет к их взаимному ослабл-ю. В действительности взаимосвязь г-ва и п-ва достаточно сложна. А потому соотношение м/у ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Г-во и п-во нерасторжимы. Они имеют единую соц-эконом основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга.Вместе с тем г-во и право различаются по своей стр-ре, способам функц-я и т. п. Н-р, если рабочая, механизменная часть г-ва состоит из орг-в и учреждений, в к-ых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, ко-ые объединяются в праве институты, отрасли. Г-во входит в полит систему общ-ва как ее стержневой элемент, п-во — в нормат-ую систему. Важн аспект рассматр-го соотнош-я, нужд-ся в обстоятельной науч проработке-воздействие г-ва на п-во и влияние п-ва на г-во. Подчеркнем, что т-ко при активном взаимодействии г-во и п-во могут полноценно и эффек-но
|