Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальные тексты экскурсии
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом. Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона. Экскурсовод может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов). Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью. Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемыхподтем. Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях. Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.
33. Комплектование «портфеля экскурсовода». Портфель экскурсовода – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или в небольшом портфеле. Одна из задач его – восстановить недостающие звенья при показе. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). Бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к объекту или событиям, связанным с ним. Демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод, делает экскурсию более убедительной. Иногда возникает потребность дать зрительное представление об объекте путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей на природоведческих либо музейных экскурсиях. Фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии; репродукции картин; географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события; образцы продукции промышленных предприятий; гербарные листы, геологические образцы; магнитофонные записи. Критерии отбора экспонатов портфеля: -необходимость и целесообразность их использования -необычность+выразительность -сохранность -постоянная работа над его пополнением Формальные требования: -фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см; -наглядные пособия, предназначаемые для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. 34. Технологическая карта экскурсии и её композиция: подтемы и вопросы Главная часть методической разработки – технологическая карта. Это документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом – сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель – указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии. Титульный лист. Указываются: а) тема; цель б) тип экскурсии: обзорная (многоплановая), природоведческая, историко-краеведческая и т.д.; Вид экскурсии: автобусная, автобусно-пешеходная; в) продолжительность экскурсии (В Полоцк – 14 часов; из них – 4 часа непосредственного ведения экскурсии, 10 часов сопровождения); г) протяженность маршрута (230 км в одну сторону, всего – 500 км); д) Цель. Способствовать: воспитанию интереса к истории Беларуси, пониманию и правильной оценке ее прошлого; воспитанию патриотизма; воспитанию чувства ответственности за сохранение памятников и исторического наследия; расширению общего кругозора экскурсантов, особенно молодежи и школьников; е) задачи экскурсии: на конкретных объектах близ дороги Минск-Логойск-Бегомль-Лепель-Полоцк на местном материале раскрыть отдельные страницы многовековой истории и культуры белорусского народа в различные периоды, познакомить с некоторыми этапами развития этого края. ж) Маршрут экскурсии: з) общие методические указания и) общие организационные указания
35. Технологическая карта экскурсии: организационные и методические Технологическая карта так же, как и сама экскурсия, состоит из 3-х частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщать экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа. Технологическая карта состоит из 7 граф: · маршрут экскурсии, · места остановок, · объекты показа, · время (мин) · основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов. · Организационные указания · Методические указания 1. Маршрут экскурсии. Указываются улицы, проспекты, бульвары по каоторым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Называется отрезок пути до объекта показа, с которого, согласно технологической карте, намечено раскрывать первую подтему экскурсии. Далее записываются отрезки пути от предыдущего объекта до следующего. 2. Места остановок. С выходом или без выхода. В этой графе целесообразно указать зимние и летние варианты выходов из автобуса. 3. Объекты показа. Указываются конкретные экскурсионные объекты, которые показываются экскурсантам на остановке, проездом без остановки автобуса или при передвижении пешеходной группы. Могут быть указаны как основные, так и дополнительные объекты. Описывают полное название объекта, приводят фамилии авторов – скульпторов и архитекторов. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (колокольня и др.).в городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь. 4. Время. Время показа объектов, рассказа о них, логического перехода, время переезда или перехода к следующему объекту. В этом же промежутке времени следует учитывать и время, предназначенное на самостоятельный осмотр объекта экскурсантами. 5. Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов. Здесь перечисляются наименования подтем с краткой их аннотацией. Подтема может быть раскрыта на одном или нескольких объектах, что зависит от содержащейся в них информации, а также от категории экскурсантов, для которых предназначена экскурсия. 6. Организационные указания. Содержит вопросы, связанные с порядком передвижения и расположения экскурсионной группы у объектов. Обеспечения ее безопасности, правилами поведения у памятных мест и памятников истории и культуры. Критерии оценки экскурсионных маршрутов и работы экскурсовода. 36. Архитектурные экскурсии: разновидности и особенности При использовании методических приемов экскурсовод должен учитывать уровень подготовки группы, (например, знакомство со стилями в архитектуре, разновидностями монументальной скульптуры). Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа. По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на - экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; - экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов; - экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; - экскурсии по новостройкам, цель которых – показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным). На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся древние города, архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д. При подготовке экскурсий сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, вещественные. Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него. Произведение архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т.е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т.д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации.
|