Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и особая роль наглядных пособий природоведческих экскурсий.






 

Не всегда в природоведческой экскурсии объекты или природные явления можно показать в натуре: мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки. В этих случаях используются наглядные пособия: натуральные (гербарии, коллекции семян, минералов), изобразительные (репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц и т.д.), звуковые (записи голосов зверей, пения птиц), а также магнитофонные записи музыкальных произведений, стихов о природе в исполнении мастеров искусств.Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из " портфеля". Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменился экологический объект который они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся памятников природы используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки.

 


 

 

49.Природно-культурные объекты в тематических экскурсиях и путевой информации. Объекты показа:

-разнообразные объекты живой и неживой природы: А) лесные массивы, парки; Б) отдельные представители животного и растительного мира и их сообщества

-водоемы, различные формы рельефа

-природные явления: А) восход и заход солнца; Б) приливы и отливы; В) движение волн

Объекты природоведческих экскурсий в городах: городские парки, скверы, водоемы, рельеф, птицы в городе, экология города.

Принципы отбора объектов экскурсионного показа:

-Общий: исходить из требования наиболее полного раскрытия темы экскурсии

-из широкого разнообразия природных объектов выделить те, которые отражают типичные характерыне черты местного природного ландшафта

-либо обладают чертами уникальности

-характеризуются наибольшей познавательной ценностью.

-предусмотреть показ объектов, которые позволяют привлечь внимание экскурсантов к вопросам охраны природы и рациональногоиспользвоания природных ресурсов

-включить наиболее живописные участки природного комплекса, чтобы экскурсия вызывала яркие эмоции, приносила участникам эстетическое удовольствие, вызывала стремление оберегать, охранять увиденную красоту природы.

-с учетом природоохранных ограничений, в маршруты массовых природоведческих экскурсий не

следует включать посещение особенно хрупких и уязвимых элементов экосистемы.


50.Методика проведения природоведческой экскурсий: приемы показа и рассказа. По содержанию природоведческие экскурсии бывают обзорными и тематическими. Тематические подразделяются на: геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические, зоологические. Обзорные экскурсии предполагают общее знакомство с природным комплексом региона. Их основная задача – составить целостное представление о лнадшафтах местности. Раскрывают в тесной взаимосвязи все основные компоненты природного комплекса: 1. геологическое строение; 2. Рельеф; 3. Климат; 4. гидрографическую сеть; 5. почвенный покров; 6. растительный и животный мир. При этом обязательно следует отметить: -экологические проблемы региона, -указать конкретные меры, которые предпринимаются (планируются) по охране ландшафтного и биологического разнообразия и рациональному использованию природных ресурсов. В Беларуси богатым природным потенциалом естественных ландшафтов обладают: -Березинский биосферный заповедник; -4 национальных парка; -99 заказников республиканского значения (29 ландшафтных, 52 биологических, 18 гидрологических). -414 заказников местного значения.

Беловежская пуща -это уникальный реликтовый лесной массив…

Сеть природоохранных территорий Беларуси имеют высокий международный статус рамсарских угодий (то города Рамсар, Иран, где в 1971 г. была принята международная Конвенция…).

Рамсарские угодья - это места обитания или сезонных остановок на пути массовых миграций многочисленных видов птиц.

-Заказники: Средняя Припять, Споровский, Ольманские болота, Болото Дикое, Освейский, Котра, Ельня.

Экскурсовод должен знать и доходчиво разъяснить группе особенности различных типов посещаемых ООПТ. При посещении национальных парков целесообразно отметить гармоничное сочетание природоохранных и рекреационных функций. 4 функциональные зоны национального парка: Заповедная, Регулируемого использования, Рекреационная, Хозяйственная

Маршруты в пределах ООПТ:

-подготовлены к показу

-на них предусмотрены: А)смотровые площадки Б)обзорные вышки В)информационные стенды Г)места для отдыха

Надо, чтобы маршрут обзорной природоведческой экскурсии:

-при строгом соблюдении природоохранных норм и требований безопасности предоставлял зрительную основу для раскрытия темы.

-позволял дать исчерпывающую характеристику наиболее типичных особенностей ландшафта.

-кроме типичных черт местного ландшафта, целесообразно включить в маршрут показ отдельных, уникальных объектов, вызывающих повышенный интерес аудитории: криница, многовековое дерево, крупный валун, редкие формы рельефа и т.д.

При организации кратковременного отдыха на природе:

-следует по возможности использовать заранее определенные и обустроенные для этого места

-представляется неуместной организация шумных игровых программ, чрезмерно громкая музыка среди уголков дикой природы, тем более вблизи заповедных участков.


 

 

51.Вопросы топонимики в природоведческих экскурсиях. Краеведы давно признали топонимику обязательным элементом природоведения. Изучая край, необходимо обращаться к географическим названиям, которые могут рассказать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности и служить превосходным дополнением к сведениям, получаемым иным путем. Турист, готовясь к путешествию, как правило, знакомится с предстоящим маршрутом: читает географическую и историческую литературу, изучает путеводители, карты, схемы, отчеты предшественников. Все это нужно. Но горизонт туриста существенно расширится, если он, кроме этих источников, обратится и к топонимике, постарается осмыслить географические названия по маршруту похода и увязать извлеченную из них информацию с данными, полученными из других источников. Объем и сложность топонимической подготовки к маршруту зависят прежде всего от степени топонимической изученности территории и от обеспеченности доступной туристам топонимической литературой — популярными сводными работами, словарями.


52.Музейная экскурсия: профили музеев и специфика экскурсий. Одна из основных форм экскурсионного обслуживания – музейная экскурсия, экскурсия с использованием музейной экспозиции. Музейная экскурсия имеет ряд преимуществ:

1) подобная экскурсия опирается на подлинник;

2) процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника.

Анализ экскурсионного объекта в музейной экскурсии значительно отличается от анализа на традиционной городской экскурсии. Основные формы анализа музейного памятника:

1) общий, или развернутый анализ (всестороннее рассмотрение экспоната, с целью раскрытия его структуры, идеи и содержания);

2) сравнительный анализ (одновременный анализ двух и более объектов);

3) комплексный анализ (предполагает показ экспозиции музея крупным планом, детальное рассмотрение наиболее характерных экспонатов);

4) «фрагментарный» анализ (предполагает выделение из музейной экспозиции или из отдельного экспоната определенного элемента, который становится объектом анализа).

Профили музеев:

1) Исторические: общеисторические (по эпохам, периодам); военно-исторические; археологические; этнографические; историко-культурные; монографические (по истории отдельных учреждений или посвященные историческим деятелям) и др;

2) Естественнонаучные: геологические; минералогические; биологические; зоологические; палеонтологические и др.

3) Искусствоведческие: художественные; музыковедческие, театроведческие и др.

4) Архитектурные: историко-архитектурные; по истории городов; по архитектурному музею-памятнику; по архитектурному ансамблю-музею; по историко-архитектурному музею-заповеднику; по музею под открытым кебом; монографические экскурсия и др;

5) Литературные: историко-литературные; литературно-монографические;

6) Технические: по истории техники; научно-технические; производственные и др.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал