![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедура проведения методики⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних условий (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий. Перед началом проведения методики следует познакомиться с клиентом и помочь ему успокоиться. Далее необходимо вслух прочитать инструкцию. Инструкция: «Путник шел по дороге, которая называлась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте себя на месте этого путника. О чем Вы думаете? Что вы чувствуете? Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему предстоит научиться?» Если требуется, можно прочитать инструкцию повторно. Можно сказать, что выполнение теста не требует умения рисовать и художественных способностей. Клиент должен рисовать сидя за столом, либо на специальном ровном и твердом планшете. Рисовать необходимо на чистом листе бумаги формата А4 (210*297 мм). Уменьшение площади листа недопустимо по причине ограничения амплитуды графических движений и потери информации о размерах рисунков. Следует рисовать только простым карандашом или шариковой ручкой. Рисование чернилами, гелем или фломастером нежелательно вследствие потери информации о нажиме и характере линий. Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается. Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свой рисунок. Но торопить клиентов нельзя. В том случае, если методика проводится в индивидуальной форме, целесообразно регистрировать поведения клиента в процессе рисования, представляющие собой дополнительный источник диагностической информации: 1. Латентный период (продолжительность времени от конца предъявления инструкции до начала выполнения рисования). 2. Длительность выполнения задания. 3. Паузы, остановки в процессе рисования продолжительностью более минуты. 4. Возвраты уже к нарисованным частям изображения. 5. Нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему. 6. Спонтанное высказывание клиента, выражающие: 6.1. вопросы и уточнения, самооправдания; 6.2. поиск помощи или оценки, самокритика, извинения; 6.3. критика задания или внешних условий. 7. Отказ от выполнения задания. 8. Ведущая рука. 9. Поза клиента: 9.1. наклон туловища; 9.2. Поворот туловища; 9.3. расстояние от руки до туловища. 10. Прикрывание рукой рисунка. 11. Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента: 11.1. потоотделение; 11.2. покраснение или побледнение кожи; 11.3. тремор, дрожание рук; 11.4. раскачивание туловища, головы или конечностей; 11.5. покусывание или облизывание губ, грызение карандаша. При этом проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования.
|