![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Актуальностьтемы.Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализацииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Актуальность темы. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, с насыщенным характером информации, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество. В настоящее время средства массовой информации являются мощным инструментом по влиянию на подсознание подростков, а отсюда и по формированию их поведения. Новые информационные технологии разрушают естественный процесс информационного воздействия социокультур. Информация - становится главным атрибутом власти в социуме. Оно воздействует на мозг человека, на его информационную базу, информационные модели мира, обуславливающие мысли и деяния, адаптивность человека. Этот по сути своей насильственный процесс формирования тех или иных информационных моделей окружающего мира составляет основу нашего быта и называется обучением. Битвы идут и сейчас, но если прежде система образования оказывала определяющее информационное воздействие на социум, формируя человека-созидателя, защитника, патриота своей Родины, народа, то сегодня с помощью СМИ можно сформировать в подростках прямо противоположные модели отношения к окружающему миру. Данной убежденности способствуют безответственная деятельность средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами насилия, обмана, приводящих к эмоциональным отклонениям в развитии личности подростков. Музыка, прежде всего, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С.Макаренко, Д.Б. Кабалевский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский) – особенно важно в наиболее благоприятном подростковом или школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы. Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков. Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому музыка положительно влияет на эмоциональную сферу подростка. Исходя из актуальности темы исследования, была сформулирована следующая цель исследования: изучить развитие положительных эмоций на уроках музыки, на примере изучения влияния средств массовой информации на эмоциональное развитие подростков. Объект исследования: эмоциональная сфера детей подросткового возраста. Предмет влияние музыки на агрессивность и тревожность личности детей подросткового возраста. Исходя из цели, объекта, предмета исследования были определены следующие задачи исследования: 1) Изучить особенности развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста; 2) Определить влияние СМИ на нарушение эмоционального состояния подростков; 3) Показать влияние музыки на развитие положительных эмоций детей; 4) Организовать работу по формированию положительных эмоций на уроках музыки детей подросткового возраста. Использовались следующие методики психологического исследования: методика определения тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении Бойко В. В. и личностный факторный опросник Кеттелл 16-PF. Экспериментальной базой исследования явились ученики 8 классов: общеобразовательная школа № 104 городского округа город Уфа. Методологической основой являются работы А.Бандуры, Д. Уолбера, А. Басса, К. Лоренца, З. Фрейда, А. Маслоу, Семенюк Л. М. по изучению проблемы агрессивности в подростковом возрасте и работы Прихожан А.М., Астапова В.М., М. Раттер, Фельдштейна Д.И. по изучению тревожности в подростковом возрасте В теоретической значимости определены влияния СМИ на нарушение эмоционального состояния личности подростка. Раскрыты влияния музыки на развитие положительных эмоций детей подросткового возраста. В практической значимости предложены тематика, формы, методы работы по развитию положительных эмоций детей подросткового возраста на уроках музыки. Структура дипломной работы: данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
|