Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка
Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. В многообразной человеческой деятельности (трудовой, воспитательной, обрядовой, лечебной) была замечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душеный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека на протяжении всей истории цивилизации. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня, подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса. Также пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, поскольку заметили, что она благотворно влияет на интеллект человека. Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека. Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с её побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в ХVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. С.Л. Рубинштейн писал, что «эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [38, с.28]. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об эпосе и об аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Говоря о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние, можно отметить следующее, спокойная и мелодичная помогает быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы, бодрая и ритмичная поднимает тонус, улучшает настроение. Приятная музыка благотворно влияет не только на нервную систему человека, но и на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количество лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. Она снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, повышает работоспособность, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание и кровообращение. Музыка может помочь навсегда забыть о плохом настроение, бессоннице, чувстве неуверенности и тревоги, улучшить память и внимание, развить творческие способности. Более того, как утверждает старая поговорка, «музыка смягчает трудности жизни». Считалось, что сочетание звуков различных аккордов, ритма, может оказывать воздействие на характер мыслей, чувств, переживаний человека. Но главное – музыка может изменять человека по мимо его воли, незаметно для него самого. Важное значение в психотерапевтическом воздействии музыки приобретает принцип соответствия характера музыки фону настроения. Человеку в состоянии депрессии предлагается следующая программа выхода из этого состояния: вначале идут задумчивые, грустные мелодии, затем более жизнерадостные и в заключении радостные, веселые. Слушающий постепенно входит в этот музыкальный поток, впитывает его и незаметно для себя ощущает улучшение настроения. Для людей повышенно эмоциональных, возбужденных показана обратная схема: вначале идут мелодии быстрые, живые, затем все более плавные, задумчивые. Определенная закономерность использования музыки имеет место и по отношению к детям. Активным детям полезно подольше слушать спокойную музыку, вялым, напротив, ритмичную. Малышу, который плохо спит, можно негромко проиграть во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. Фридрих Ницше сказал: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». И он был прав. Каждый этап нашей жизни мы связываем с музыкой, с самого раннего детства. В подростковом возрасте приходит первая любовь, расставание, обиды, и чувства преобладают над тобой. Подросток пытается выразить свои чувства в стихах, в живописи, музыке. Очень много говорят и пишут о том, как музыка влияет на здоровье человека, расставляя положительные акценты, прежде всего на классическую музыку. С этим трудно поспорить, но жизнь диктует нам свои правила. Подросток опирается на свой жизненный опыт, а мы в свою очередь должны принять и подкорректировать его. Система ценностей подростков отличается от системы ценностей взрослого человека. Подростку сложно чувствовать себя счастливым человеком, принимая за истину авторитарное мнение взрослого. Увлечение музыкой у большинства современных подростков вызывает позитивные эмоции, позволяет уйти от неприятных переживаний. Популярная музыка, которую слушает подросток естественно не входит в программы по предмету музыке, но как не странно, именно она в большей мере и влияет на эмоциональное состояние подростка. На сегодняшний день в современном образовании важно знать о том, как же влияет музыка на подростка, не только классическая, но и современная. Выяснив, как эти жанры, влияют на эмоции и чувства подростка, мы можем контролировать эмоциональную динамику поведения подростка в разных жизненных ситуациях. Музыка властвует над нашими эмоциями. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребности значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её» [9, с.56]. Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека. Также характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Известно, что в подростковом возрасте музыкальная культура достигает определенного уровня развития. У подростка развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации подростка в последующей взрослой жизни. Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий скачек формирования отношения к искусству. При этом подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры. Специальные исследования свидетельствуют о том, что «легкая» музыка обслуживает потребности в общении, движении, разрядке, в то время как классическая – в уединении, обдумывании, больших серьезных чувствах. Так как же сделать, так что бы популярная музыка и классическая не только приносили подростку положительные эмоции, но и прививали ему высокие художественные ценности. Выдающийся педагог - композитор Д.Б. Кабалевский говорил о важности принципа связи музыки с жизнью. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки всех жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого, равно как потребность в уединении не может быть восполнена и замещена потребностью в общении и наоборот. Чувства развитого человека должны уметь растворяться и в общественно ценном коллективном переживании, и в то же время иметь возможность проявляться в индивидуальном переживании и размышлении, когда человек остается один на один со своей совестью. Музыка играет в жизни современного человека не просто развлекательную роль- она является средством для самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Музыка легко входит в отношения с эстетическими, моральными, житейскими и другими сферами, обогащения иными способами выражения. Её функциональность как раз и зависит от её “контактности” Ценности, существующие в культуре, служат музыке, они же, в свою очередь, как бы множатся с помощью музыки, обретают дополнительные качественные характеристики. Этот процесс взаимопроникающий и взаимообусловленный. Музыка постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человека, перерабатывает его своими средствами, осуществляя в этом опыте особый синтез. Д. Шостакович говорил: «Жизнь и искусство неотделимы друг от друга. Их взаимосвязь в чем-то сродни природе: одно вытекает из другого. Но главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Музыка может явиться «рычагом» для изменения эмоциональной жизни школьника в процессе воспитания. Нельзя забывать, что перестройка чувств- процесс длительный, поскольку в него вовлечены и сложившееся формы эмоционального регулирования, и не всегда ясно осознаваемые ребенком эмоциональные установки и пристрастия, свойственные ему. Но важно то, что в процессе воспитания чувства и эмоции изменяются. Иногда такие сдвиги выступают в более выпуклой, и иногда в более «смазанной» форме. В настоящее время современная музыка, рок, классика по-разному влияют на эмоциональное состояние подростка. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие, расслабляющие и успокаивающие. Восприятие музыки очень индивидуально. Выбор музыкального произведения зависит от окружающей обстановки, нашего настроения, общего психологического состояния. Практическое применение сводится к возможности её использования в урочной деятельности школьников для улучшения эмоционального состояния подростка. При прослушивании произведений используемых в работе было выяснено, что все они вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на сглаживание и стабилизацию эмоционально – чувственного состояния у детей подросткового возраста в условиях учебной деятельности. На этом работа, не окончена и смотря в будущее, хотелось бы видеть в школе кабинет релаксации, где бы было: массажное кресло, правильно подобранная цветовая гамма стен, мебели, функционировал фонтан, из стерео системы которой был бы оснащён кабинет, звучала музыка, которая приводила эмоциональную сферу в необходимое состояние.
|