Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственная работоспособность и ее динамика в процессе труда.
Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности (Мусина С.В., 2008). Основу умственной работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие), физиологические функции (особенности ССС, эндокринной и мышечной систем), психологические особенности (сообразительность, добросовестность). Кроме того, умственная работоспособность определяется тремя группами факторов: 1) Первая группа - физиологические факторы (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья); 2) Вторая группа - психологические факторы (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация); 3) Третья группа - внешнесредовые факторы (условия организации деятельности, время дня, года). Общие закономерности динамики умственной работоспособности. Она делится на несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) и утомление. В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток - повышаются их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга. Умственная работоспособность пока неустойчива, эффективность ее невысока. Устойчивый период (оптимум) - это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая умственная работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом - компенсаторной перестройки. Период компенсаторной перестройки - то тогда, когда человек еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Следующий период - утомление. Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений (Рыбников О.Н., 2010). Умственная работоспособность изменчива, динамична, что вызывается физиологическими, психологическими, другими причинами и влияет на эффективность труда человека. Динамика вызвана расходованием запаса сил организма и психики в ходе труда, нагрузками при его осуществлении, закономерностями психофизиологической динамики возможностей, изменениями внешних условий и ситуаций, а также физиологическими, психологическими и педагогическими свойствами работника (Столяренко А.М., 2009).
|