![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор и кодирование конструктивно–технологических признаков деталей
Выбор типовых технологических процессов из обобщенного маршрута производится на основе анализа конструктивно–технологических признаков детали и их сравнения с признаками, определяющими выбор отдельных операций. Рассмотрим более подробно выбор этих признаков Аj для проектирования типовых технологических процессов деталей класса «валы», включающего валы, оси, вал–шестерни и др., из следующего перечня: · вид заготовки; · точность обработки; · шероховатость поверхности; · вид термообработки; · точность вспомогательных поверхностей; · наличие и вид ступеней; · наличие и вид осевых отверстий; · наличие и вид дополнительных отверстий; · наличие и вид резьбы; · наличие и вид шлицев на наружных ступенях вала; · наличие и вид шпоночных пазов; · наличие лысок и граней; · наличие шлицев, шпоночных пазови граней в осевых отверстиях; · характер зубчатой поверхности; · модуль зубчатой поверхности; · степень точности зубьев; · серийность. Приведенный перечень конструктивно–технологических признаков для рассматриваемого класса деталей является приближенным и в зависимости от типа и условий производства, а также требований к точности получаемых технологических решений может быть изменен и дополнен. Так, при разработке САПР ТП для конкретного предприятия, как правило, отпадает необходимость учитывать серийность производства. В то же время в приведенном перечне не учитываются данные о металлических и лакокрасочных покрытиях и др. Каждый признак Аj может иметь несколько значений Аj = < аj1, аj2,..., аjk,..., аjn >, где аji – идентификатор определенного значения признака Аj. Для однозначного определения конкретного значения некоторого конструктивно–технологического признака детали необходимо предварительно их закодировать. Для упрощения алгоритмов проектирования и сокращения форматов вводимой информации все виды признаков обычно кодируются цифрой от 0 до 9. В тех случаях, когда десяти цифр оказывается недостаточно для кодирования всех возможных значений признака, либо объединяется под одним кодом несколько значений признака, оказывающих близкоепо своему действию влияние на принятие технологических решений, либо добавляется, дополнительно к десяти цифрам от 0 до 9 необходимое количество букв А, Б, В, Г и т.д. Первый путь является значительно более простым в отношении разработки алгоритмов проектирования и, как правило, в большинстве случаев позволяет описать всю необходимую информацию о признаке. В дальнейшем используется именно этот подход к кодированию конструктивно–технологических признаков деталей.
Коды конструктивно–технологических признаков деталей класса «валы» Признак. 1. Вид заготовки – А1 1. Поковка, полученная методом свободной ковки на прессах и молотах 1 2. Поковка, полученная методом штамповки 2 3. Прокат 3 4. Технологическая труба 4 5. Профильный прокат 5 Признак 2. Точность обработки – А2 Обработанная поверхность с точностью в пределах следующих квалитетов: 6 1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12 7 13–14 8 15–17 9 Признак 3. Параметры шероховатости (мкм) – А3 1. Шероховатость 40 £ Rz £ 20 1 2. Шероховатость 10 £ Rz £ 20 2 3. Шероховатость 0.63 £ Ra £ 20 3 4. Шероховатость 0.32 £ Ra £ 20 4 5. Шероховатость 0.08 £ Ra £ 20 5 6. Шероховатость 0.02 £ Ra £ 20 6 Признак 4. Термообработка –А4 1. Термообработка с HRCэ < 38 1 2. Термообработка с 38 £ HRCэ < 52 2 3. Термообработка с HRCэ ³ 52 отдельных поверхностей 3 4. Термообработка с HRCэ ³ 52 всех поверхностей 4 Признак 5. Точность обработки осевых поверхностей – А5 (кодируется аналогично признаку A2) Признак 6. Наличие ступеней – А6 1. Вал без ступеней – гладкий 0 2. Вал с односторонним расположением ступеней 1 3. Вал с двусторонним расположением ступеней 2 Признак 7. Вид осевого отверстия – A7 1. Отверстие сквозное без ступеней с наружной фаской при l/d ³ 5 1 2. Отверстие сквозное ступенчатое и отверстие сквозное ступенчатое с резьбой при l/d ³ 5 2 3. Два глухих центровых отверстия 3 4. Отверстие гладкое глухое, ступенчатое глухое, ступенчатое глухое с резьбой при l/d < 5 4 5. Отверстие глубокое гладкое сквозное и глубокое гладкое глухое при l/d < 5 5 6. Отверстие глубокое ступенчатое с резьбой сквозное, глубокое ступенчатое с резьбой глухое при l/d < 5 6 Признак 8. Наличие дополнительных (неосевых) отверстий – A8 1. Отверстия гладкие (параллельные оси вала) 1 2. Отверстия ступенчатые (параллельные оси вала) 2 3. Отверстия гладкие (непараллельные оси вала) 3 4. Отверстия ступенчатые (непараллельные оси вала) 4 Признак 9. Резьба на наружных ступенях вала – A9 1. Наличие резьбы 1 2. Наличие резьбы с шагом до 1, 5мм2 3. Наличие точной резьбы 3 Признак 10. Шлицы наружные на ступенях вала – A10 1. Шлицы на одной ступени 1 2. Шлицы на двух и более ступенях 2 3. Шлицы, требующие упрочненияповерхности 3 4. Шлицы точные (выше 9–го квалитета) 4 Признак 11. Шпоночные пазы–А11 1. Пазы открытые и закрытые с одной стороны (ширина паза b £ 10 мм) 1 2. То же, но b > 10 мм 2 3. Пазы, закрытые с двух сторон (b £ 10 мм) 3 4. То же, но b > 10 мм 4 5. Пазы под сегментные шпонки 5 Признак 12. Наличие лысок, граней –. А12 1. Лыски, грани 1 Признак 13. Шлицы, шпоночные пазы, грани в осевых отверстиях – А13 1. Шлицы и грани в глухих отверстиях 1 2. Шпоночные пазы в глухих отверстиях 2 3. Шлицы, грани в сквозном отверстии 3 4. Шпоночные пазы в сквозном отверстии 4 Признак 14. Характер зубчатой поверхности – А14 1. Зубья прямые на цилиндрической поверхности 1 2. Зубья косые, спиральные на цилиндрической поверхности 2 3. Зубья прямые на конической поверхности 3 4. Зубья круговые, криволинейные на конической поверхности 4 5. Зубья прямые, косые на многовенцовой наружной поверхности 5 6. Зубья спиральные на конической поверхности 6 7. Зубья внутреннего зацепления 7 Признак 15. Модуль зубчатой поверхности – А15 1. Модуль 0, 1 – 2, 5 мм 1 2. Модуль 2, 5 – 6 мм (сталь) 2 3. Модуль 2, 5 – 8 мм (чугун) 3 4. Модуль 6 мм (сталь) 4 5. Модуль 8 мм (чугун) 5 6. Модуль 12 – 20 мм 6 Признак 16. Степень точности зубьев – А16 1. Степень 5 5 2. Степень 6 6 3. Степень 7 7 4. Степень 8 8 5. Степень 9–10 9 Признак. 17. Серийность – А17 1. Единичное и мелкосерийное производство 1 2. Серийное производство 2 3. Крупносерийное производство 3 4. Массовое производство 4 4.4. Формирование обобщенного маршрута обработки деталей класса «валы» На основе общего подхода к формированию обобщенного маршрута с учетом состава конструктивно–технологических признаков деталей класса «валы» необходимо выбрать типовые операции и найти их места в маршруте. Наименование операции определяется по ее содержанию. Для обеспечения однозначности назначения операции сопровождаются описанием, которое должно быть кратким и не допускать различных толкований характера обработки и схем установки заготовки. Эти формулировки операций в дальнейшем используются при нормировании и определении разряда работ. Все типовые операции кодируются (табл. 4.2). Построение этих кодов может быть различным, но главное в их формировании – это выполнение условий, обеспечивающих упрощение составления алгоритмов проектирования маршрутных технологических процессов и далее отдельных операций. В рассматриваемом примере принят трехзначный код. В качестве 1–й цифры кода принят код типа оборудования в соответствии с классификацией моделей станков, а две следующие цифры соответствуют номеру операции в обобщенном маршруте и характеризуют особенности выполнения отдельных операций. Такое кодирование позволяет использовать первую часть кода при выборе оборудования, а вторую часть – при контроле последовательности выбираемых типовых операций обобщенного маршрута. Табл. 5.7. Коды типовых операций обобщенного маршрута обработки деталей класса «валы» (фрагмент)
|