![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритм расчета припусков и межоперационных размеров
Определение припусков на обработку и допусков на промежуточные операционные размеры, обеспечивающие возможность получения деталей требуемого качества, имеет важное технико–экономическое значение. Завышенные припуски на обработку являются причиной перерасхода материала, увеличения трудоемкости, приводят к снижению качества поверхности за счет удаления наиболее износостойких поверхностных слоев, повышают затраты на электроэнергию. С другой стороны, заниженные припуски также снижают качество обработки, так как не позволяют полностью удалить дефектный слой, затрудняют достижение требуемой точности и шероховатости поверхности. В связи с этим возникает необходимость технически обоснованного выбора общего и межоперационных припусков на обрабатываемые поверхности. Под общим припуском подразумевается слой металла, необходимый для выполнения всей совокупности технологических переходов, т.е. всего процесса обработки данной элементарной поверхности от черной заготовки до готовой детали. Общий припуск определяется как сумма операционных припусков
где Zi – припуск на обработку рассматриваемой поверхности на i–й операции. Существуют три метода определения припуска, которые находят применение и в САПР ТП: · дифференциально–аналитический, · нормативный · интегрально–аналитический. Дифференциально–аналитический метод определения припусков базируется на анализе производственных погрешностей и является наиболее точным. Он дифференцированно учитывает влияние на величину припуска конфигурации и размеров детали, качества заготовки, а также погрешностей, возникающих при механической и термической обработке. Наиболее общий вид формулы для определения минимального припуска (мм) на обработку на i–й операции можно представить в виде где Рассматриваемый метод находит наибольшее применение при автоматизации решения технологических задач. Он позволяет наиболее точно определять значения припусков и операционных размеров, что способствует в ряде случаев снижению отходов металла в стружку на 20–50%. В качестве исходной информации для автоматизации расчета припусков используются следующие данные: · чертеж детали с техническими требованиями, · метод получения заготовки, · точность и качество заготовки, · установочные базы, · тип приспособления, · технологический маршрут обработки элементарной поверхности, · вид термической обработки. Алгоритм расчета припусков и операционных размеров с использованием дифференциально–аналитического метода включает следующие этапы: 1. Ввод исходной информации. 2. Выбор или назначение технологического маршрута обработки i–й элементарной поверхности. 3. Определение составляющих 4. Расчет минимального припуска 5. Определение допусков для соответствующих квалитетов, их верхних и нижних отклонений j–й поверхности для каждой i–й операции. 6. Расчет максимальных, общих и номинальных припусков на все операции технологического процесса обработки j–й поверхности. 7. Расчет минимальных и максимальных размеров обрабатываемых поверхностей по всем операциям обработки j–й поверхности. Основной трудностью создания вышеописанного алгоритма является подготовка и формализация на 3–м этапе большого объема справочно–нормативной информации, особенно для определения погрешностей базирования, закрепления, пространственных отклонений в связи с их многообразием в зависимости от конкретных условий обработки. Нормативный метод определения припусков, который еще называют опытно–статистическим, является основным методом назначения припусков при неавтоматизированном проектировании. В основе этого метода лежит использование нормативных таблиц, по которым определяется величина припуска в зависимости от размеров поверхности, вида и метода обработки, наличия и характера термообработки. При этом припуск устанавливается на основании опытных данных о фактических припусках, при которых производилась обработка аналогичных заготовок. Из-за большого объема нормативных таблиц этот метод расчета припусков находит более ограниченное применение в САПР ТП, чем дифференциально–аналитический, несмотря на то, что сам алгоритм выбора припуска в этом случае является более простым. Интегрально–аналитический метод определения припусков основан на использовании эмпирических уравнений следующего типа (для поверхностей вращения):
Коэффициент а представляет собой часть припуска, которую необходимо снять, чтобы удалить дефектный слой Использование интегрально–аналитического метода позволяет установить с помощью эмпирических зависимостей минимальные операционные припуски для различных поверхностей и методов обработки. На основе эмпирических зависимостей типа Zmin=f(D, L) для наружных поверхностей вращения (табл. 5.1) разрабатывают алгоритм определения операционных припусков и размеров (в учебнике - ошибка): 1. Begin 2. Ввод данных 3. Определение 4. I: =K 5. While I > 1 do begin 6. Определение минимального припуска для i-й операции 7. Расчет величины допускаdi 8. Определение 9. Определение 10. I: =I - 1 11. End 11. Печать 12. End
Табл. 5.1. Эмпирические формулы для расчета минимальных операционных припусков поверхностей вращения
Процесс вычисления припусков начинается с последней K –й операции маршрута обработки элементарной поверхности. Первоначально определяется минимальный диаметр детали после выполнения K –й операции При расчете припусков в качестве исходной информации обычно используется, как отмечалось выше, заранее спроектированный технологический маршрут, с учетом которого и назначается припуск. При более общем подходе к задаче выбора оптимальных припусков с целью обеспечения в процессе обработки заготовки требуемого качества поверхности и точности при минимальной себестоимости изготовления детали возникает необходимость анализа различных вариантов маршрутов обработки элементарных поверхностей. Рассмотрим эту задачу на примере формирования технологического маршрута обработки элементарной наружной поверхности вращения. Применительно к таким поверхностям удобно использовать понятие «стадия обработки», под которым понимают укрупненную группу операций, включающую однородную по характеру, точности и качеству обработку элементарных поверхностей. Это понятие может быть отнесено и к детали в целом. Выделяют 6 стадий обработки: I – черновая операция, II – получистовая, II – чистовая IV – тонкая, V – отделочная, VI – доводочная операция. Для элементарных поверхностей обычно стадия обработки совпадает с операцией или переходом. Причем, число операций, обеспечивающих близкие по значению требования качества изготовления детали, в пределах одной стадии может быть различным (табл. 5.2).
Табл. 5.2. Массив операций обработки элементарных наружных поверхностей вращения
Анализ приведенных данных показывает, что для достижения определенной точности и шероховатости элементарной поверхности могут быть использованы различные технологические маршруты. Для их описания воспользуемся методами теории графов. В этом случае технологический маршрут обработки элементарной наружной поверхности вращения может быть представлен в виде графа (рис. 5.1), в котором вершинам сопоставлены характеристики точности и шероховатости, а ребрам – коды операций (табл. 5.2). Подобные графы разрабатываются на основе общих правил построения маршрутов обработки определенного типа элементарных поверхностей, известных из технологии машиностроения. Так, при использовании операции накатывания (код 8) отпадает необходимость в выполнении операции тонкого шлифования (код 7), что позволяет перейти в этом случае сразу от IV стадии к VI. Общее количество возможных вариантов обработки рассматриваемого типа поверхности, как видно из рис. 5.1, не превышает девяти, и поэтому выбор оптимального варианта может быть получен их перебором. Рис. 5.1. Граф технологического маршрута обработки элементарной наружной поверхности вращения
Рассмотрим построение алгоритма определения оптимального припуска на обработку с использованием интегрально-аналитического метода в диалоговом режиме проектирования: 1. Begin 2. Ввод данных о детали 3. Определение конечной стадии STMAX 4. If STMAX < > 6 then 5. Определить начальную стадию STMIN 6. Else Выполнить выбор кода операции KOi 7. Формирование вариантов маршрутов обработки {M1, M2, …, MN} I: = 1 8. While (вариант не принят) do begin 9. Анализ маршрута Mi 10. If (маршрут MI принят) then begin 11. Расчет операционных припусков и размеров 12. Анализ результатов проектирования i-го варианта end 13. else I: =I + 1 End 14. Печать результатов проектирования 15. End
Исходными данными являются общие сведения о детали (материал, габаритные размеры, вид термообработки), размеры, точность и шероховатость обрабатываемой поверхности, тип заготовки и др. В зависимости от заданной точности и шероховатости поверхности детали определяется конечная стадия STMAX (оператор 3), а в зависимости от вида заготовки и ее точности - начальная стадия STMIN (оператор 5) процесса обработки. После этого на основе анализа графа технологического маршрута обработки (рис. 5.1) с усеченными вершинами или данных табл. 5.2 формируется множество N возможных маршрутов {M1, M2, …, MN}. Далее осуществляется их последовательный анализ и расчет. Для этого на экран дисплея выводится MI маршрут обработки рассматриваемой поверхности (оператор 9). Если предлагаемый маршрут принимается, то производится расчет операционных припусков и размеров (оператор 11) по специальной подпрограмме, один из алгоритмов которой описан ранее. Результаты проектирования выводятся на экран дисплея, и после их анализа принимается решение о выборе оптимального варианта (операторы 12, 8). В тех случаях, когда проектировщик отвергает предлагаемый I-й вариант маршрута обработки (операторы 10 и 8), на экран дисплея выдается (I+1)-й вариант, для которого аналогично проводится анализ и расчет операционных припусков и размеров. После выбора оптимального варианта результаты проектирования выводятся на печать в виде технологической карты.
|